Победители ненависти, или Адвокатский обмен
Разгар Холодной войны. В Бруклине ФБР выходит на след советского шпиона Рудольфа Абеля (Райлэнс). Защищать его в суде поручают страховому адвокату Джеймсу Доновану (Хэнкс). Дело ему предстоит нелегкое. Мало того, что улики вины Абеля бесспорны. Так еще и вся страна, включая присяжных и судью, ведущего процесс, хотят лишь одного – быстрого и максимально строгого наказания шпиона.
Однако разведка — дело двухстороннее. США тоже была не прочь знать, что творится в СССР. Например, при помощи самолетов-шпионов U-2, фотографирующих территорию Союза с 21-километровой высоты. Но с развитием ракетного оружия даже гигантская высота перестала быть защитой для пилотов. Одного из них Гэри Пауэрса (Стоуэлл) сбивают во время разведывательного полета.
Создается патовая ситуация. Если верить заявлениям, ни одно из правительств не ведет шпионской деятельности в других странах. Но оставлять в руках врагов столь ценные кладези развединформации неохота. Посему американцы получают неофициальное предложение от советской стороны изучить вопрос обмена пленниками.
Заняться этим предлагают все тому же Джеймсу Доновану. Причем не в условиях комфортного Нью-Йорка. А на территории разрушенного и замерзающего Берлина, буквально несколько дней назад разрезанного надвое огромной стеной.
Итак закончился трехлетний перерыв в творчестве Стивена Аллана Спилберга. Перерыв изрядно затянувшийся, ведь после «Линкольна» 2012 года (обзор тут http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ) мэтр так ничем и не порадовал своих многочисленных поклонников. Закончился лентой, снятой по реальным событиям, произошедшим в период, который еще не удостаивался внимания режиссера.
Конец 50-х, начало 60-х. Время, когда две сверхдержавы застыли друг напротив друга, готовясь к самой последней войне на земле.
Время, когда стало понятно, что информация ключ ко всему. Ее нужно добывать. Любыми методами.
Но что заинтересовало в этом периоде одного из лучших режиссеров мирового кино? Подозревать Спилберга в желании снять обычный шпионский фильм любого типа, будь то Бонд или Tinker Tailor Soldier Spy было бы глупо.
И действительно, Bridge of Spies не о шпионах.
Он о ненависти и способах ее преодоления. О людях, которые остаются людьми, невзирая на вакханалию злобы и недоверия, царящей вокруг. О выдержке, любви к своей стране независимо от ее названия. О профессионализме, дающем опору в любых жизненных ситуациях. О невозможной дружбе, прорастающей в самых непредназначенных для нее условиях. О заботе, направленной на тех, кто казалось бы никак от тебя не зависит. О том, как мы похожи, невзирая на идеологию, воспитание и социальные условности.
О том, что может пришло наконец время, оставив в прошлом темные черты людской натуры, спрыгнуть с этой безумной карусели ненависти, иначе ничем хорошим земная история не закончится.
Очень, знаете ли, актуальные тезисы. Как для 60-х, так и для наших 2000-ных.
Причем рассказанные, как почти всегда у Спилберга, на весьма высоком уровне.
Шпионским называли в Берлине Глиникский мост. Место, где в те времена массово меняли друг на друга потерпевших неудачу асов шпионажа.
Сперва хотелось бы отметить «многостильность» фильма. Начинаясь как шпионское приключение, оно весьма быстро переквалифицируется в судебную драму. Затем мигрирует в область исторического кино, завершая картину ударным триллером.
Снята лента на высоком уровне. Причем дело даже не в антураже, всех этих костюмах, машинах, и прочих декорациях. Сколько в атмосфере 60-х, духе того времени, когда в Америке уже позабылись ужасы второй мировой, и страна ворочалась в пределах земного шара, привыкая к своей новой роли мирового гегемона. Когда американцы фактически впервые за свою историю получили настоящего врага. Врага опасного, и претендующего на развал самой сути их государства.
Времени липкого, маслянистого, тревожного до истерии, и нервного до одури. Времени, когда человечество стояло в шаге от своего конца.
Как такового активного действия в ленте практически нет, но напряжение периодически зашкаливает, особенно берлинская часть на высоте.
Напряжение, создающееся обстановкой, монтажом, светом, звуковой палитрой.
И, конечно же, актерскими работами.
Львиную долю времени картины с нами Том Хэнкс. Двукратный обладатель «Оскара», которому уже давно не надо никому ничего доказывать. Да в последнее время он нечасто радует нас сногсшибательными образами, но если проект ему интересен, как тот же «Облачный атлас» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/облачный-атлас-cloud-atlas-2012-рецензия-обзор/ ), Том выкладывается по полной.
Его Донован обычный человек (как и большинство персонажей Хэнкса), попавший в необычные обстоятельства. Не герой, не подвижник, не рыцарь на белом коне. Мягкий, пожилой, упитанный. Сильный профессионал, отлично делающий свою работу. Без оговорок — отлично. И если уж он взялся за дело, извините-подвиньтесь, он доведет его до конца. И, невзирая на свою адвокатскую карьеру, Донован хороший человек. Не привыкший идти по трупам, и топтаться по морали. Знающий, что своих не бросают. Умеющий ценить достоинства других людей.
Качественный, цельный, запоминающийся образ. Как минимум еще одну номинацию на Оскар Хэнкс заслужил однозначно, но не судьба.
Возможно потому, что второй актер Bridge of Spies заслужил ее больше. Марк Райлэнс и его Рудольф Абель. Невозмутимый старичок-художник, «стойкий мужик», с величайшим достоинством встречающий как удары, так и подарки судьбы. Еще один шикарный профи (правда, в несколько другой сфере, чем Донован). Воплощение практически всех лучших мужских качеств: разума, терпения, силы воли и духа, твердости характера.
И все это передать на абсолютном минимуме эмоций, примерно за 20 минут экранного времени. Бравушки!
Именно этим двум персонажам с противоположных идеологических полюсов, сумевшим подружиться, отринуть злобу и предрассудки, Спилберг вручил свою сокровенную мечту о людях, меняющих мир и о едином, счастливом человечестве.
Доверив поделиться ею со зрителями.
Эрго. Неторопливый, стильный, атмосферный, напряженный рассказ о силе человеческого духа и преодолении ненависти. Любителям безостановочного экшена не сюда, всем остальным смотреть смело.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Хэнкс, Марк Райлэнс, Эми Райан, Алан Алда, Остин Стоуэлл, Скотт Шеперд, Джесси Племонс, Доменик Ломбардоззи, Себастьян Кох, Ив Хьюсон, Дэкин Мэтьюз, Майкл Гэстон, Питер МакРобби, Стефан Канкен, Джошуа Харто, Билли Магнуссен, Марк Цак, Эдвард Джеймс Хайланд, Марко Кака, Михаил Горевой, Джон Окума