Волчья земля или Дебаты между законностью и эффективностью
Агент ФБР Кейт Мэйсер (Блант) считала себя многое повидавшим человеком. Три года во главе группы по освобождению заложников. Пять перестрелок, масса спасенных людей. Но картина, которую она застала в аризонском доме, записанном на некоего Мануэля Диаса, поразила ее до глубины души. Больше 30 трупов в стенах, бомба, убившая двоих полицейских.
Посему, когда начальство обратилось к ней с предложением войти в межведомственную группу, возглавляемую советником минобороны Мэттом Грэйвером (Бролин), Кейт сомневалась недолго. Ведь Мэтт пообещал девушке, что они найдут того, кто ответственен за «дом смерти» и гибель двух копов. Для этого группа начинает операцию, вынуждающую задергаться и допускать ошибки один из крупнейших мексиканских наркокартелей, главари которого виновны в аризонской бойне.
Однако методы, которыми пользуются Грэйвер и загадочный Алехандро (Дель Торо) с самого начала повергают законопослушную Мэйсер в шок. Для Мэтта и Алехандро нет никаких ограничений и запретов. Для них не представляют табу ни границы, ни человеческая жизнь. Они идут к цели, не взирая ни на что.
И хотя цель парочки выглядит весьма благородно – ограничение и взятие под контроль девятого вала наркоты, захлестнувшего страну, Кейт сомневается в правильности давнего принципа иезуитов. И начинает подумывать о необходимости рассказать о недопустимых методах Мэтта.
Вот только ни Грэйверу, ни Алехандро абсолютно не нужна широкая огласка. А значит, Кейт предстоит крайне опасный выбор.
Я не собирался смотреть этот фильм. А вам бы захотелось после такой аннотации: «На американо-мексиканской границе женщина-полицейский сопровождает двух рейнджеров, которые преследуют наркобарона. Она не подозревает, что по ту сторону границы есть тайное место, где не действуют никакие законы и царят насилие и разврат»? То ли порнушный боевик на четверых, то ли боевая порнография. Но потом появилась куча хороших отзывов, и я не устоял.
И не пожалел.
Sicario откровенно порадовал. Причем несколькими моментами.
Начнем с идеи картины. Наркоторговля уже давно стала для Штатов одной из сложнейших проблем. Причем эту войну американцы проигрывают. Не будем сейчас упоминать о том, что при нынешнем уровне систем слежения огромную часть наркоты можно было бы просто не допустить в страну, или вовремя перехватить. Допускают — значит это кому-то выгодно. Но об этом Sicario говорит вскользь. А вот тенденции общего настроя жителей штатов «Убийца» показывает великолепно. Все большую силу набирает мнение, что суровые времена требуют суровых мер, и Dura lex в некоторых аспектах может и подвинуться. Тем более с этими дикарями за пределами американской территории. И ни к чему на войне стыдливые реверансы в сторону прав человека, и соблюдения формальностей.
Противоположную точку зрения как раз и воплощает Кейт Мэйсер. Она борется с преступностью, но исключительно законными методами. Готова на убийство и жертвенность, но, не выходя за определенные моральные рамки. Верит в торжество гласности и официальной системы правосудия. И пускай ведет себя порой чересчур глупо и наивно, идею, вложенную в ее уста, персонаж раскрывает на все 100.
С ролью, между прочим, Эмили Блант справилась на «отлично». Крутой (на своем уровне) агент, незнакомый при этом вплотную с кровавыми нарковойнами. Человек не чуждый моральным принципам. Несчастная в личной жизни женщина, с головой занырнувшая в работу. Барышня, подверженная всему спектру эмоций, от гнева и желания сражаться за свою правоту до ошарашенности зверскими действиями коллег, понимания своей слабости и откровенного ужаса.
Как вы уже заметили, мы подошли ко второй «плюшке» картины. Актерским работам. Все три протагониста отыграли на высоком уровне.
Помимо Блант, конечно же, хочется выделить Дель Торо. Бенисио, которого я никогда не считал особо выдающимся представителем актерского цеха, тут развернулся в полную мощь. Ух, какой волчара у Дель Торо получился, блеск! Уверенный, непоколебимый, мощный, безжалостный, выжженный изнутри, способный на эмоции, но при этом не позволяющий им управлять своими действиями. Да еще с качественным шлейфом роли.
Джош Бролин (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/человек-в-черном-с-железной-хваткой-св/) на этом фоне выглядит послабее, но у него и персонаж такой, «ничего личного», только работа. Но и у него при всей цинизме, иронии и чуть отстраненном отношении, вышел опасный спецслужбист, с душой делающий свое дело, и без проблем идущий по трупам.
Дополнительную изюминку происходящему придает то, что почти все события мы будем видеть фактически глазами барышни. Барышни открывающей для себя новые грани зверств чужих, и неприглядные методы работы своих.
А какое напряжение висит над большей частью ленты! Это при том, что как таковых перестрелок в фильме кот наплакал. Но они не особо и нужны. Шикарная сцена проезда кортежа по улицам Сьюдад-Хуареса. «Отрыв» в баре, и неудачная интрижка. Туннельное путешествие. Работа Алехандро. Саспенс буквально сочится с экрана.
И вишенкой на торте завораживающе-мрачные виды пустыни и игры оператора с режимами съемки. Такого продолжительного куска снятого как-бы через тепловизоры и приборы ночного видения я еще не встречал.
Но не обошлось и без недостатков. Основным из которых стала сумбурность сценария, особенно во второй части. Создатели ленты явно не слыхали тезис про умножение сущностей сверх меры. Пляски вокруг тоннеля и чрезмерные сложности при пересечении Алехандро границы вызывают легкое недоумение. Как и сцена с Сильвио, но она хотя бы несет моральную нагрузку, в отличие от предыдущих.
Общую идею также оставим на совести постановщиков. Ценность «нового порядка» и возможность его контролировать, за которые сражался Мэтт, довольно сомнительна, но по-видимому имеет право на жизнь.
Эрго. На удивление качественная, переполненная саспенсом остросюжетная картина, с актуальным идейным посылом, хорошими актерскими работами, интересными играми с режимами съемки. Поработать бы еще над сценарием, вышла бы жанровая лента на все времена.
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Эмили Блант, Бенисио Дель Торо, Джош Бролин, Виктор Гарбер, Джон Бернтал, Дэниэл Калуя, Джеффри Донован, Рауль Трухильо, Хулио Седильо, Хэнк Роджерсон, Бернардо Галлегос, Максимилиано Эрнандес, Кевин Уиггинс, Эдгар Арреола, Ким Нив, Хесус Неварес-Кастилло, Дилан Кенин, Джон Трехо, Марти Линдси, Алекс Найт