Усмирение зверя, или Борьба за человечность
В одном северном княжестве жили хорошие и работящие люди. Но не было у них счастья. Ведь само небо несло им смерть. Смерть в виде огромного огнедышащего змея.
Чтобы избегнуть гибели города, люди отдавали дракону своих невест. И ни одна из них не вернулась к своему народу.
Пока не нашелся смельчак, бросивший вызов чудовищу. И одолевший его.
С тех пор сменилось несколько поколений. Страшный ритуал выбора жертвы превратился в свадебную традицию, а вырезанными фигурками дракона игрались дети.
Все было спокойно. До дня свадьбы внука драконоборца Игоря (Романов) и младшей княжны Мирославы (Поезжаева).
Дня, должного стать самым счастливым в жизни княжества.
А ставшего самым трагичным.
Дракон вернулся. Забрав Мирославу на далекий остров, затерянный посреди океана.
Там в соседстве с жутким чудищем и загадочным юношей Арманом (Лыков), Мире предстоит не только постараться выжить, узнать, что такое любовь, но и сделать выбор, изменивший судьбу княжества.
Российское кино – довольно специфический жанр, которому чаще всего удаются ленты «за жизнь», типа «Географа» с глобусом (обзор тут http://perekat.kiev.ua/географ-глобус-пропил-2013-рецензия-об/) и «Кино про Алексеева» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/кино-про-алексеева-2014-рецензия-обзор/). С фантастикой все на порядок хуже, и даже широко пропиаренные «Дозоры» смотрятся довольно бледно (это не говоря уже о том, что делают с первоисточником то, что Содом не делал со своей Гоморрой).
Но надежда на прорыв бессмертна, и когда появился фильм по мотивам книги отличных фантастов Марины и Сергея Дяченко, я после долгих раздумий все же решился на просмотр. Ведь даже Дяченки аж никак не являются гарантией качества кинопродукта (доказано «Темным миром-Равновесие», обзор тут http://perekat.kiev.ua/тёмный-мир-равновесие-2013-рецензия-об/ ).
К счастью, почти полностью перерожденный «Ритуал» оказался в технических моментах весьма достойным кинопродуктом. Сохранив, к сожалению, главные детские болезни российского кино.
Сперва о приятном.
— На удивление качественная картинка. Причем во всех аспектах.
Отличная графика, и не только в прорисовке дракона. Также достойно смотрятся обе локации, где происходит действие: его Остров, и город Мирославы (если верить продюсеру на них ушло около двух лет работы компьютерщиков).
Хорошая операторская и техническая режиссерская работа. Тщательно выстроенные кадры, уместные смены планов, вполне профессиональный монтаж.
Удачная игра с цветом, настраивающая зрителя на восприятие происходящего, создающая настроение, нагнетающая или разряжающая обстановку.
— Позитивный настрой, редкий для мирового, а особенно российского кино. Рассказ не просто об убийстве дракона, а о победе другим способом. Преодолении, надежде, человечности, силе любви.
— Сказочность в хорошем смысле этого слова. Бревенчатые заборола города, красочные наряды девиц, антуражная массовка, необычный остров дракона, тропическая атмосфера зарождения чувства. И пускай противопоставление зимы и лета, севера и юга, снега и зноя местами чересчур навязчивое. Пускай «островная» часть смахивает на рекламу Баунти, а «северная» на паблик плейсмент русского кваса, нужную атмосферу такой расклад все равно создает.
— Вменяемый сценарий (правда, с довольно корявыми диалогами), не показывающий нам ничего противоестественного, а даже наоборот адекватно раскрывающий историю одиночества, рождения привязанности и внутренней борьбы.
Интересно, славянский антураж (которого и близко не было в книге) создан постановщиками специально для дополнительных аллюзий на противостояние Леса и Степи, или просто под влиянием моды?
А теперь, Маша, о грустном.
Затянутость «островной» части. Минимум на полчаса ленту можно было сократить не просто без ущерба, а наоборот во благо, для пущей динамичности и увлеченности зрителя. Такое впечатление, что постановщики по непонятной причине упорно добивались хронометража именно в 110 минут, растягивая тропические развлечения (снятые, кстати, где-то на Черном море) насколько это возможно.
И самое печальное – актерские работы.
Постановщики подобрали неплохие типажи.
Симпатичная барышня, полная почти детской непосредственности и притягательности молодости.
Изысканный, утонченный юноша – постоянно демонстрируемого атлетического телосложения, но не квадратный «качок».
Типажи это, безусловно, хорошо, но отнюдь не все.
Еще со сцены в княжеском тереме возникает ощущение неестественности, в которое протагонисты подбрасывают дровишек с постоянством достойным лучшего применения.
Речь актеров — кромешный ужас. Буква «Ч» в исполнении главного героя — просто праздник какой-то. Похоже, что уроки сценречи нынче прогуливают все молодые лицедеи поголовно, начиная с первого курса.
Им жутко не хватает школы. Умения вживаться в образ, находить манки и ассоциации, создавать шлейф роли, верить в свои слова. То есть натягивать шкуру персонажа. Делать все те элементарные вещи, отличающие профессионала от любителя. То, чем славилась советская актерская школа.
Недостатки и просчеты актерской работы и работы режиссера с актерами в этой ленте можно издавать в качестве учебного пособия «Как нельзя работать над ролью». Потому то и хочется возопить с периодичностью раз в пять минут бородатую фразу классика: «Не верю!!!».
Пока ребята двигаются, таскают тяжести вверх по склону, плещутся в прибое и всяко балуются, они смотрятся «на уровне» (естественность, достигаемая лишь в движении – небольшое достижение). Стоит им замереть, сыграть в статике – все становится очень печально.
И даже приемлемые статичные моменты во второй половине ленты, скорее всего, объясняются просто напросто привыканием зрителя к образам.
О постоянных метаморфозах с одеждой героев на этом фоне говорить как-то даже неловко. По сравнению с главным недостатком ленты просто забавный пустячок.
А вот поразительно слабые песни, за исключением лишь центральной темы ритуала, рождают вопрос: ну как можно было создать настолько невнятные тексты и музыку?
Эрго. Вполне милый с технической стороны эксперимент на поле фентези с удивительно сильной как для российского кино картинкой и графикой, и cлабенькой актерской составляющей.
В принципе правильной дорогой идете товарищи. И молодежь в главных ролях у вас не пропащая. Поработать с ними нужно, актерским мастерством вплотную заняться.
И будет вам счастье.
Режиссер: Индар Джендубаев
В ролях: Мария Поезжаева, Матвей Лыков, Станислав Любшин, Иева Андреевайте, Петр Романов, Андрей Лебединский, Марта Тимофеева, Иво Господинов, Егор Зубарчук, Виктория Рунцова