Имя ветра, Ротфусс П.

imja_vetraПатрик Ротфусс «Имя ветра» — М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2010 г. Первый роман цикла «Хроника убийцы короля».

Симпатичная история одной жизни или Мальчик, который вырос

Тускло чадит свеча, бросая отблески на меч, висящий рядом. За окнами барабанит дождь. На деревянной столешнице пара высоких глиняных кружек. Пенится, стараясь выбраться наружу, добрый густой эль. Ночь. Тихий ровный голос. Две тени.

Одна мечется по стенам, и кажется, у нас на глазах мальчонка превращается в мужчину. Тяжело. Долго. Кроваво. Как все мы.

Другая внимательна и поглощена работой.

Скрипит перо. Ложатся на бумагу непонятые символы. Запечатлевая навек историю.

Историю о жутких чандрианах. Потерях и приобретениях. Смерти и жизни. Любви и ненависти.

Молодом эдема руэ, сыне актера, потерявшем семью, и ставшем позднее Неведомым и Убийцей Короля.

Возможно, вы слышали о нем.

 

Подавляющее большинство писателей выросли из заядлых читателей (опровергая анекдот о странном чукче). Патрик Ротфусс очередное подтверждение этого нехитрого правила. Несколько тысяч прочитанных романов еще до окончания школы. Плюс отсутствие в его детстве убийцы времени – телевидения. В общем, у Патрика были все шансы. И он ими воспользовался. Уже в университете. Начав работу над эпопеей, впоследствии названной издателями «Хроника убийцы короля». Сам автор писал его как «Песню огня и грома». Первый том рождался на протяжении 14 лет, а третий до сих пор не завершен. Слыхали выражение: «работа всей жизни»? Так это как раз о Kingkiller Chronicle.

И, как на меня, Ротфусс абсолютно не зря потратил свое драгоценное время.

 

Книга Патрика построена по принципу матрешки, истории в истории. Истории своей жизни, которую взрослый протагонист рассказывает заезжему хронисту. Такой подход имеет как несомненные плюсы. Интерес читателя поддерживается на высочайшем уровне. Чертовски любопытно, как же все-таки обычный мальчуган из бродячего театра станет тем, кем он стал? Так и понятные минусы. Мы твердо знаем, что Квоут по крайней мере доживет до момента рассказа своей истории. То бишь за его жизнь поначалу мы можем не беспокоиться. Хотя с момента завязки понятно, что дело отнюдь не ограничится мирным общением с хронистом, и у главного героя еще будут возможности залезть в пару-тройку смертельно опасных переделок.

Книга Патрика вышла потрясающе атмосферной, буквально с первых страниц завораживая и с головой затягивая в объятья созданной им истории. Истории, раскрывающейся перед читателем постепенно и неторопливо, как бутон прекрасного весеннего цветка. Как волшебная мозаика, складывающаяся кусочек за кусочком, из непонятных отдельных частей превращающаяся в нечто огромное и полное жизни. Мозаика, каждый кусочек которой занимает свое место, цепляется один за другой. А каждый брошенный намек и бит информации получает свое объяснение и развитие в дальнейшем.

Книга Патрика, как качественный кинофильм проводит перед глазами читателя жизнь героя с самого детства. Жизнь полную боли, опасностей, потерь, открытий, свершений. Как любая полноценная жизнь. Причем жизнь плотно связанная с миром. Являющаяся неотъемлемой его частью. А так как протагонист весьма способный и талантливый юноша, всегда стремящийся к большему, то и мир откроется нам отнюдь не с точки зрения недалекого свинопаса, не покидавшего родной деревни. Наоборот, мы увидим разные грани мира Квоута. Быт бродячих артистов. Дно большого города. Университет. Небольшие провинциальные поселения.

Книга Патрика по-хорошему волшебна и вкусно мифологична. Ведь магия (точнее симпатия) неотъемлемая часть мира Квоута. Причем магия неплохо продуманная и довольно интересная, основанная на принципах соответствия, сродства и сохранения. Отнюдь не файерболом в лоб. Здешним волшебникам-арканистам для достижения результата приходится хорошенько попотеть. А ведь есть еще и загадочное и могущественное «именование», магия имен, подвластная единицам. И самые натуральные фейри.

Дополнительная прелесть «Имени ветра» в том, что автор регулярно и ненавязчиво добавляет в обыденную жизнь героев мифологический пласт, используя легенды, истории, песни, поговорки. Пласт, изрядно влияющий на быт персонажей (и не только главного героя), временами грубо вторгающийся в обычную жизнь, и завязанный на нее с самого начала. Причем Ротфусс не вываливает все сразу, а подает информацию кусочками и намеками, разжигая любопытство и накапливая ожидания.

 

Однако есть в книге Патрика и моменты, способные отпугнуть часть читателей.

После мощнейшего начала, часть с университетом воспринимается более неровно. Автор порой чересчур углубляется в романтические переживания вьюноша, из-за чего роман начинает местами провисать.

В университетской части романа невольно приходят на ум сравнения с другим мальчиком, из шикарной эпопеи Роулинг. Оба талантливы, оба крайне неординарны. У обоих легендарные враги. Но если Гарри фактически стал знаменем, и имел неплохую поддержку (что отнюдь не умаляет его личных заслуг), то Квоут абсолютно всего добивается сам (разве что база, заложенная родителями, да учителем помогает). 

Фанатам политических интриг тоже особого раздолья не предвидится. Мир Патрика, живой и полнокровный в окружающих протагониста бытовых мелочах, пока слабо раскрыт в социальном и глобальном плане. Мы почти не столкнемся тут с правящей аристократией и бравыми воителями. Лишь вскользь увидим здешних религиозных деятелей и останемся в неведении насчет стратегической карты. Хотя, безусловно, не стоит забывать, что в наших руках лишь первая часть трилогии.

Любители непрерывного экшена могут заскучать во время неторопливого развития событий, отнюдь не взрывающегося каждую главу сражением, рубкой на мечах или магическим поединком. Все эти моменты в The Name of the Wind отыскать будет сложновато.

Зато остального Ротфусс отсыплет нам с лихвой. Вкусного, объемного языка. Живых, запоминающихся персонажей. Разума и мастерства, таланта и страсти. Захватывающего сюжета. Атмосферного мира. Ощущения загадки и угрозы. Шикарно прописанного главного героя и жутких антагонистов.

Позволит насладиться сагой о взрослении и любви. Историей человека, строящего себя без чьей-либо помощи. Способного лишь с помощью собственных мозгов и талантов стать гораздо большим, чем уготовила ему злая судьба. Человека целеустремленного и умного. При этом не лишенного недостатков, и отнюдь не похожего на картонных «великих героев древности».

Позволит на несколько дней погрузиться в мир молодого Квоута, еще не ставшего Убийцей Короля.

Возможно, вы уже слышали о нем.

Эрго. Отличное атмосферное фентези, которое вряд ли подойдет тем, кто ценит «Неверлэнд» лишь за кровопролитные сражения и дворцовые интриги. Остальным – читать смело.

P. S. В 2013-м вышел второй том трилогии — «Страхи мудреца», разбитый нашими сребролюбивыми издателями на две книги. Завершение цикла пока в работе.

P. S Интересно, синий цвет как признак опасности, Пехов спер в «Летос» сознательно, или просто идея витала в воздухе?

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.