Цепь чистых, живописных озер, богатых рыбой. Шикарное место отдыха на берегу водоема. Мекка для творческих людей. Чистый ветерок, приносящий то лесные запахи, то озерную свежесть. Огромный парк, плавно перетекающий в вековой лес. Красивая усадьба, единственная (среди поместий востока нашей страны) дошедшая до наших дней более-менее в том виде, каком ее видели глаза Глинки и Шевченка в 19 веке. Усадьба, где выжило не одно здание, а фактически целый комплекс дворянского поместья.
Все это и многое другое – Национальный историко-культурный заповедник “Качановка”, уютно расположившийся на юго-востоке Черниговской области, в 180 километрах от столицы и областного центра.
Историю Качановки можно вести с самого начала 18 века. Правда в то время здесь гордо возвышалась аж целая водяная мельница и небольшой хуторок вокруг млына.
В 1742 году эти земли покупает Федор Иванович Каченовский, певчий императорского двора. Как несложно догадаться, именно тогда Качановка приобретает свое оставшееся в веках имя.
Ровно через тридцать лет наша героиня переходит в руки графа и фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского, решившего устроить в своих новых владениях одну из своих резиденций, как генерал-губернатора Малороссии.
Архитектор Максим Мосцепанов возводит по проекту московского коллеги Карла Бланка дворец в псевдоготическом стиле. А в 1777 Румянцев отдает распоряжение разбить рядом с усадьбой парк, поначалу состоявший, в основном, из фруктовых деревьев и винограда.
Естественно, и от дубов, растущих неподалеку, никто избавляться не стал. Тогда же было построено несколько хозпомещений и декоративных композиций, из которых до наших дней дожили в частности «Романтические руины».
Время шло. Сын фельдмаршала, Сергей, продает Качановку Григорию Почеке и его супруге Прасковье, которые, не испытывая ни малейшего пиетета перед наследством Румянцева-Задунайского, сносят дворец, и возводят на его месте одноэтажную усадьбу в стиле русского классицизма.
В 1824, после смерти новых владельцев, не оставивших детей, Качановка отходит к сыну Прасковьи от первого брака камер-юнкеру Григорию Тарновскому.
Помимо того, что Григорий достроил усадьбу, придав ей знакомый нашим современникам вид, и изрядно перепланировал парк, он сделал свое поместье широко известным среди творческой интеллигенции.
Сюда зачастили поэты, художники, скульпторы, композиторы, среди которых встречались весьма и весьма известные особы.
Тарас Шевченко. Николай Гоголь. Михаил Глинка. Марко Вовчок. Дмитрий Яворницкий. Илья Репин. Поэт Виктор Забила. Историк Николай Маркевич. Художники Василий Штернберг, Алексей Волосков, Константин Маковский. Вот лишь несколько имен из многих десятков служителей муз, посетивших Качановку за годы властвования здесь семьи Тарновских.
И не просто посетивших. Штернберг, Волосков и Маковский написали несколько отличных картин, передающих прелести усадьбы. Глинка работал здесь над «Русланом и Людмилой», а Репин над «Запорожцами». Остальные получали гигантский заряд творческой энергии, выплескиваемый со временем в своих работах.
В 1866 усадьбу наследует Василий Тарновский-младший. Тогда никто и предположить не мог, что жить «творческой» Качановке осталось всего 30 лет.
У нового владельца было три страсти: «парк, коллекция и женщины». Все три весьма дорогостоящие. Тем более что Василий занялся достройкой усадьбы, развитием парка и акклиматизацией невиданных для здешних мест растений.
Появился каскад из 12 прудов, масса декоративных кустов и посадок, каменная оранжерея.
А уж сколько денег отбирало пополнение знаменитой коллекции! Согласитесь, даже в те времена реликвии времен рассвета казачества, типа сабли Хмельницкого, вещей Мазепы, Полуботка, Палия, Разумовского, стоили отнюдь не копейки.
Еще тридцать лет Василий прожил на наработках отца — Василия Тарновского-старшего, крепкого экономиста и хозяйственника.
Но как бы ни были хороши предшественники, невозможно всегда жить лишь за их счет.
В 1897 практически разоренный Тарновский продает усадьбу и парафиевский сахарный завод Павлу Харитоненко.
Тот, как и последующие хозяева, вроде и не жалел особо денег на расширение парка, и «апгрейд» усадьбы, но было ясно – золотые времена Качановки позади.
Как выяснилось в 1917-м – это было еще очень мягко сказано.
После революции поместье было разграблено, и оставлено разрушаться. Тащили все: картины, мебель, каменные скульптуры, кирпич, вырубали драгоценные деревья, и тщательно выращенный кустарник.
Не зная куда приспособить разваливающуюся усадьбу, советская власть селила тут детскую коммуну, клуб, госпитали и туберкулезный санаторий.
В советские времена родилась легенда о призраке Качановки. Фигуре в плаще и шляпе, медленно шагавшей по дорожкам опустевшего парка. Вреда он никому не приносил, но жути на медсестер туберкулезного санатория нагнал изрядной.
И даже пожилые бабки из местных хмурясь, грозились непослушным внукам: «Мол, будешь почем зря бегать в парк, придет мертвый барин Василий и утащит за собой». Внуки, впрочем, не особо пугались.
Лишь в 1974-м коммунисты опомнились и взялись за реставрацию усадьбы, в 1981-м объявив таки Качановку историко-культурным заповедником.
В наше время Качановка, не глядя на жуткие автомобильные дороги вокруг, полное отсутствие железнодорожного сообщения, и крайне неудобные автобусные маршруты, становится все более популярной, как место для отдыха на выходные. Выезжаем в субботу рано утром, возвращаемся в воскресенье во второй половине дня.
Причем сама усадьба (вход 10 грн.) вполне осматриваема максимум за полдня. Вместе с беседкой Глинки, «романтическими руинами» и походом на другой берег Майорского (в честь одного из владельцев хутора Качановка в XVIII веке — секунд-майора Михаила Каченовского) пруда. Отсюда, кстати, дом и беседка смотрятся также великолепно.
Можно обойти все тут самостоятельно, но попервой не лишним будет воспользоваться услугами экскурсовода. Существуют четыре маршрута, стоимостью от 15 до 20 грн. в большой толпе, либо около 200 грн. за индивидуальный рассказ специалиста.
Остальные сутки-полтора, чтоб два раза не вставать, можно посвятить зеленому туризму.
Рыбалка для фанатов этого дела. Приготовление шашлыков в аккуратно оборудованных местах, на мангалах любезно предоставленных за небольшую сумму, около полтинника (мясо лучше привезти с собой). Конные маршруты, покатушки на бричках и лодках.
И вторая жемчужина заповедника — парк.
732 гектара (из которых 125,5 – вода) на двух плато. Верхнее – дворец и регулярный парк. Нижнее – пейзажный парк с 12 чистейшими прудами.
Более 50 пород деревьев и 30 кустарников. Масса акклиматизированных хвойных пород. И, конечно же, дубы. Среди которых не редкость патриархи, помнящие Шевченка, Гоголя или Довженка.
Романтические прогулки вдали от людей под пышными зелеными кронами. Мостики, ажурно перетекающие через овраги. Руины, выныривающие из холма. Зеленые беседки созданные природой при небольшой помощи человека. Лебеди и утки, скользящие по глади пруда. Закатное солнце, сотворяющее из коряги сказочное существо. Дорожки и тропинки, заводящие путника в неведомые лесные дали. Уютные полянки под ласковым солнцем. Причем в отличие от сильно измененных человеком дендропарков, типа Софиевки, местный смотрится абсолютно гармонично, почти не показывая следы вмешательства специалистов.
В этом еще одна прелесть Качановки.
Возможность совместить осмотр старинной усадьбы, плода человеческих рук, с путешествием по лесу, пускай чуток окультуренному гомо сапиенс, но все равно дикому и естественному.
Совместить социальный отдых с природным. А такая возможность выпадает крайне редко.
Кстати, в последнее время усадьба жутко популярна среди молодоженов, устраивающих тут торжества, гуляния и фотосессии. Это не бесплатно, 300 грн попозировать в парке, 500 – в самом дворце, но для свадебного бюджета такая сумма далеко не самая затратная.
В Качановку ведут несколько путей:
Первый – недешевый, зато без пересадок – прямая маршрутка с Дарницкого автовокзала – цена 100 грн, по выходным в 11-40, в пути – 3 часа.
Есть еще один рейс, стартующий в 9-00. Официально он идет до Парафиевки, но так как водила родом то ли из Качановки, то ли из соседнего села, бусик все равно доезжает почти прямиком до усадьбы. Кстати, по личной договоренности цена на билет может быть на десятку-другую ниже.
Есть также автобусы, бегающие из Киева до Талалаевки (10-50, 12-10) и Тростянца (14-40) (доехать нужно до Парафиевки, оттуда 5 км. пешком до места). Цена также около сотни.
Либо электричкой до Нежина (в пути 2 часа), рейсы в 8-25, 12-07 (18 грн.), 9-50 (35 грн.) с Северной платформы Центрального вокзала, 10-23 с Дарницы. А из Нежина автобусом, идущим через Качановку на Иваницу. Либо через все ту же Парафиевку.
Кстати, на сайте усадьбы, владельцам личного авто категорически не рекомендуют ехать маршрутом Ольшана-Иваниця-Качановка. Состояние дорог там просто ужасающее.
Добираться исключительно Ичня-Гужевка-Иржавец-Парафиевка-Петрушовка-Качановка.
Переночевать можно непосредственно в усадьбе, в одной из шести 4-х местных комнат общежития (80 грн. с лица).
Или в ближайшем селе, чьи хаты начинаются сразу за Майорским прудом. В виду того, что денег и работы у местных почти нет, договорится о ночлеге, а также о сытном сельском ужине, проблемы не составит.
А слегка перекусить можно прямо на территории заповедника, в небольшом кафе, либо воспользоваться услугами классических сельпо, каковых в пределах 10 минут ходу от усадьбы имеется аж две штуки.
Чистый воздух. Плеск карася в пруду. Запах жарящегося шашлыка. Восход солнца над старинной усадьбой. Шелест ветра в листве вековечных дубов. Тень креста церкви над полями. Стены беседки в закатных лучах. Фырканье лошадей. Вода, рассекаемая носом потемневшей от времени деревянной лодки. Тишина и дружелюбие огромного парка. Долгие прогулки по едва заметным тропинкам. Изящные мостики и высокие деревья.
Воспоминания о прошлом, беззаботность настоящего и надежды на будущее.
Качановка.
Место, долгие годы хранившее и копившее творческую энергию, и без проблем способное поделиться ею с тобой.