Вернор Виндж «Пламя над бездной». — М.: АСТ, 2001 г. (Серия: Hugo & Nebula Winners)
Галактическая сага или Одолевшие Погибель
Благими намерениями вымощена дорога в Бездну. Археопрограммисты из Страумского царства знали, что исследование случайно найденных Архивов опасно. Но отказаться от искушения было выше человеческих сил. Зря.
Древнее зло пробудилось.
Из Верхней Лаборатории, поселка за Краем, где работали с архивом, удалось улизнуть всего одному кораблю. Двое взрослых, несколько сотен спящих в анабиозе детей и, возможно, еще что-то, имеющее отношение к новорожденной Силе. Что-то, способное нейтрализовать ее разрушительное действие.
Корабль попадает в мир, заселенный разумными стаями псовых, находящимися на весьма невысоком технологическом уровне развития. В живых остается юная Джоанна Олсндот и ее маленький брат Джефри. Они оказываются в плену у двух противостоящих друг другу повелителей Стай – Резчика и Свежевателя.
Появление Олсндотов в корне меняет устоявшиеся законы этого мира.
А вдали, в миллионах световых лет библиотекарю Равна Бергсндот, проходящей трехлетнюю стажировку в архиве Ретрансляторов, поручают обучение Фама Нювена, человека, возвращенного из мертвых. Возвращенного специально для Силы, прозванной Стариком, собирающей информацию о Страумском Отклонении, и желающем забрать с собой живого представителя человеческой расы.
Вернор Виндж, американский писатель и профессор математики, известен не только как неоднократный обладатель премии «Хьюго», но и как «самый серьезный автор остросюжетной прозы». Его лучший роман «Пламя над бездной» (изданный в 1992 году) называли «космической сагой невероятного масштаба» и «романом-сенсацией».
Лучше поздно, чем никогда, подумал я, пропустивший эту книгу в свое время.
И ни капли не пожалел. Давненько я не читал настолько качественной и многогранной фантастики, объединяющей в себе и космооперу, и нестандарное фентези, и киберпанковские мотивы. Для большинства современных авторов материала из одной книги Винджа, хватило бы на пару десятков многотомных разножанровых сериалов.
В «Пламени» практически нет стандартных, привычных нашему глазу разработок и идей.
Начнем с космогонии мира Вернора, Галактика которого разделена на Зоны, отличные друг от друга на уровне физических законов.
Безмысленная Бездна, зона, ближайшая к ядру Галактики, место, где зачастую отказывает даже простая автоматика, а звездолеты не могут двигаться быстрее светового года в день.
Медленная зона – здесь находится прародина человечества – Земля. Со скоростью света та же неприятность, именно ей ограничивается максимальный разгон корабля. Супертехнологии недоступны.
Край, делится на Нижний, Средний и Верхний. Практически любой каприз за ваши деньги. Антигравы, сверхскоростные корабли, гиперпрыжки, межпланетные сети (куда там нашему интеренету!). Казалось бы, все, дальше развиваться некуда. Ан нет.
Был еще Переход. Окраина Галактики, где ничто не ограничивало развития ни технологий, ни разума. Место способное наделить невообразимой мощью. Место, где возникали непредставимые обычными мозгами существа, создающие себя как из гуманоидных, или не очень цивилизаций и рас, так и из компьютерных сетей, устройств или архивов данных. Место, где возникали Силы. Дружелюбные, равнодушные или зловредные. Как, например, то самое Отклонение Класса Два, родившееся на окраинах Страумского царства. Отклонение, постепенно становящееся не просто угрозой для ближайших соседей, а чем-то гораздо большим.
Но лично мне, сильнее понравилась даже не столько нестандарная «стратегическая» карта происходящего. А великолепно поданная «тактическая», место, где будет происходить половина событий, влияющих на судьбы Галактики. Место, на конкурсе оригинальных миров и рас, без проблем занявшее бы одну из призовых позиций.
Жители мира, куда попадают молодые Олсндоты, мало того, что не гуманоиды. Эти четырехлапые собакоподобные существа, с крысиными головами на длинных шеях, обладают исключительно совместным стайным разумом (отсюда дивные речевые приколы типа «Джакерамафан сбился грудой», «Описатель бегал вокруг по двое и по трое» или «Часть Булата уже выскочила из главного люка»). Лишь четверо и более элементов (то бишь одиночных существ), способны соединится в разумное создание — Стаю. Такой способ мышления создает массу необычных для человека коллизий и нюансов, раскрывая характеры персонажей абсолютно невозможным для гомо сапиенс образом.
А также, как налагает на своего обладателя изрядные ограничения: разные Стаи не могут находиться близко друг от друга, мысли смешиваются вплоть до полной потери разумности (вплотную Стаи сходятся лишь для войны и секса), а смерть одного элемента Стаи-четверки превращает ее в животное. Так и дает преимущества: типа постепенной смены стареющих элементов, с достижением завидного долголетия, или выведения для себя щенков-элементов с определенными ТТХ.
Но, как видно, любой молодой разум подвержен одним и тем же ошибкам. И в мире Стай полно крови, битв, жестоких экспериментов, издевательств над слабым, властолюбивых помыслов.
Темную сторону, жесткую тоталитарную державу, представляет в первую очередь Властитель Булат. Лучшее творение Свежевателя, отчасти даже превзошедшее своего создателя, сволочь и диктатор, существо беспощадное и целеустремленное. Про этом глубоко несчастное, изломанное и психически больное.
Другую олицетворяют Странник и Описатель. Первый – стая действия, путешественник, исследователь, пилигрим. Второй – наивный любитель поговорить, изобретатель и мечтатель, опередивший свое время. И, конечно же, Резчица, самая старая Стая в мире, гениальная, но лишенная жесткости (что доказала история рождения Свежевателя). Умная, но не достигшая мудрости. Желающая блага, но не всегда способная ради него причинить вред.
Из гомо сапиенсов (помимо Джоанны и Джефри, оказавшихся по разные стороны баррикад) нас познакомят с романтичной и доброй Равной Бергсндот, проявившей в нужный момент немало лучших человеческих качеств. А также Фамом Нювеном, принцем, космонавтом и торговцем из прошлого, заслужившим даже отдельную книгу-приквел «Глубина в небе» (1999).
«Пламя над бездной» не очень нежно относится к самомнению людской расы. В этой Галактике человек всего лишь один из тысяч видов разумных существ. Далеко не самый многочисленный, не самый умный, сильный, способный. Один из. И, кстати, именно люди разбудили Страумское Отклонение. За что и подверглись серьезной травле, вплоть до геноцида. Но, будем честными, именно представители гомо сапиенсов (но не только они) приложили все усилия для исправления ошибки своих сородичей.
За кадром осталось огромное количество вкусностей и интересностей. Расы вриними, наездников, бивненогих и апраханти. Нюансы отношений и природы Сил, Перехода обычного ума в состояние сверхразума. Баталий и срачей в Сети Миллионов Врак, ее виртуального (но чертовски действенного) влияния на происходящее (Вернор еще в начале 90-х годов четко ощущал тенденции развития интернета). И многое многое другое.
Как и в любой вселенной, созданной автором живой и полнокровной. Месте, где можно гостить подолгу.
Эрго. Объемная, выпуклая, увлекательная сага, составленная из глобальных проблем и частных, ничтожных в галактических масштабах неурядиц. Судеб миллиардов, и одного ребенка. Гибели Сверхразумов, и рождения новых отношений. Жизни и смерти. Счастья и горести. Любви и ненависти. Доброты и злобы. Сага, в которой есть практически все.
P. S. В цикл «Зоны мысли» входят также роман «Дети неба» (2011), действие которого происходит спустя два года после «Пламени над бездной», и повесть «Болтунья» (1988).