Символ классической борьбы или Косолапый с полтавских хуторов
8 октября 1871 в Полтавской губернии появился на свет человек, в будущем прославившийся как великолепный борец и один из сильнейших людей на земле. Чемпион чемпионов. Русский богатырь (или Медведь). Иван Максимович Поддубный.
Об этом легендарном силаче написаны статьи и книги, известно множество фактов и еще больше легенд. Не обошел его вниманием и кинематограф. Лента 2014 года стала уже третьим художественным фильмом, рассказывающем об Иване Максимовиче.
Задача перед режиссером стояла непростая. Спортивная драма и байопик жанры довольно специфические. Тем более, что борьба менее зрелищный вид спорта, чем бокс, восточные единоборства или бои без правил.
В результате лента вышла весьма неоднозначной.
Причем вина в первую очередь лежит именно на постановщике.
Вроде и к отбору жизненного материала особо не придерешься. Первое выступление на арене. Начало любовной линии. Подготовка к французскому турне. Сама поездка.
Плюс постоянные переключения в 1925 год, во времена гастролей в США и Германии.
Почему именно эти жизненные отрезки? Именно их посчитал главными создатель картины, и имел на это полное право.
А вот кинематографическая подача материала оставила весьма среднее впечатление.
Суховато, прохладно, без искорки. Как-то скомкано, рваненько, местами лубочно-клюквенно.
Увлекшись главным героем и видовым соответствием, режиссер, похоже, упустил из рук генеральную линию фильма.
Это при том, что Пореченков с ролью справился.
Качественно. Крепко. С запасом.
В персонаж Михаила веришь. Провинциальная застенчивость при общении с барышнями. Доброта. Немногословность. Монолитность. Тяжеловесность. Разный взгляд. То человека сильного, уверенного в себе. То восторженного, встретившего самую красивую женщину на свете. То опустившегося в пучину горя.
Поддубного современники считали довольно наивным, и в некоторых вопросах инфантильным. Есть такое в ленте? Есть. Получите и распишитесь. Малоэмоционален? Так он не клоун, а борец.
К исполнителю главной роли никаких вопросов.
Что интересно, антураж того времени у создателей ленты передать получилось. Пускай внешний мир нам показывают немного, в основном действие происходит в помещениях, но то, что мы увидим, плюс хорошая работа костюмеров, вполне удачно переносит нас в начало 20 века.
Кстати, самой борьбы можно было бы и побольше.
Фильм забавен еще тем, что по широкой дуге огибает скользкие и неудобные моменты жизни Поддубного. Например, советский период не затронут вовсе. А СССР предстает перед зрителем райским садом, куда стремится усталый странник.
Патриотизм в ленте в основном подан через призму малой родины, семьи, близких, что в лучшую сторону отличается от обычных неуклюжих попыток нагнать великодержавного пафоса.
Меж тем я абсолютно не понял, с какого перепугу картину запретили для нашего проката? В отличие от «Белой гвардии», где как раз антиукраинских моментов хватает. Похоже это уже паранойя.
Эрго. Представьте себе несущиеся по ухабам разукрашенные сани, с душевным, располагающим к себе пассажиром, и кучером, в процессе любования средством передвижения и клиентом, выпустившим из рук вожжи. Нечто подобное и вышло и у творца «Яиц судьбы».
Режиссер: Глеб Орлов
В ролях: Михаил Пореченков, Дени Лаван, Владимир Ильин, Юрий Колокольников, Роман Мадянов, Александр Михайлов, Екатерина Шпица, Максим Сапрыкин, Пётр Крылов, Андрей Дебрин