Артём Мичурин «Еда и патроны». — СПб.: Крылов, 2009 г. (Серия: Атомный город) (Первый роман цикла «Еда и патроны»)
В кошельке весело позвякивали «маслята», или Поели? Теперь можно и пострелять!
2012 год. Руководство Соединенных Штатов Америки, потеряв остатки здравого смысла, наштамповав почти две тысячи ракет дальнего радиуса действия, и введя в действие четырехрубежную систему ПРО, решило, что сам черт им не брат. И пора раз и навсегда завершить слегка подмерзшую войну. Тем более, что потенциальный противник может похвастаться всего триста семью ракетами, способными достигнуть территории США.
23 июня 2012 от слов янки перешли к делу, нанеся «упреждающий» ракетно-бомбовый удар по Российской Федерации.
Но, невзирая на уверенность американских аналитиков, России нашлось, чем ответить.
Так двадцать третье июня оказывается последним днем нашей цивилизации.
Прошло 72 года. Выжившие остатки некогда огромного человечества, покинув руины больших городов, потихоньку налаживают новую жизнь. Главной ценностью в которой стали еда и патроны.
Наемник Стас, основной специализацией которого является отваживание и отстрел особо наглых бандитов, откликается на призыв о помощи из одного форта. Все как обычно, охочие до чужого добра хотят запустить лапу в закрома поселка. Только вот слишком уж хорошо они вооружены, и недостатка не испытывают ни в снаряжении ни в бензине. Ну да ладно, не в первой, и не с такими тягались.
Но даже битый жизнью Стас не ожидал того, что последует за попыткой отвадить пришельцев.
Пост апокалиптические творения по количеству вышедших в свет могут успешно конкурировать с романами о попаданцах. Шедевров среди них не так уж и много, но «Еду и патроны» мне рекомендовало уже несколько человек, разбирающихся в теме.
Итак, Артем Мичурин, закончил ВУЗ по специальности бухгалтерский учёт, работал в IT-индустрии. Первые рассказы появились в сети в 2007 году, а уже через два года свет увидел первый роман цикла «Еда и патроны».
Чем же порадовал читателя, жаждущего узнать как там, после апокалипсиса, бывший IT-ник?
А получилось весьма съедобно. Особой фантастикой автор нас не балует, рассматривая в прицеле в первую очередь банальное выживание царя природы – гомо сапиенса.
Правда, к этому моменту гордый титул человек порядком под истрепал. Тогда, как гомо сапиенс фактически все 72 года усердно деградирует, изрядно бабахнутый радиацией, мутациями и своим же братом по разуму, есть существа, эти самые годы даром не терявшие.
Фактическими наследниками человеческой расы Мичурин выводит в первую очередь крыс. Изрядно прибавивших в размерах и интеллекте. Недалеко от них располагаются собаки и кошаки (бывшие домашние мурлыки), также поумневшие и подросшие.
Существуют места, куда человеку хода нет вообще. Даже с использованием тяжелой техники, настолько братья наши меньшие там чувствуют себя хозяевами.
На этом фоне всяческие как бы жуткие мутации типа волколаков, или грибников выглядят просто забавной шуткой природы.
Но, даже если тебе повезло сбежать от развившейся фауны, жизнь медом все равно не покажется. Об этом позаботятся собратья по гордому виду гомо сапиенс.
Централизованной власти, естественно, не осталось и следа. Люди ютятся в основном по фортам и укрепленным поселениям. Вокруг которых постоянно крутятся разнообразные рейдеры, а попросту бандиты, взявшие на вооружение принцип — человек человеку волколак. Жизнь людская ценится крайне дешево (в отличие от патронов), и стоит тебе отбиться от своей стаи – пиши пропало. Тут же или на корм пойдешь (причем закусить тобой могут не только животные), или в рабстве дни куковать придется.
Фактическими очагами цивилизации в мире Мичурина, стали бывшие районные или областные центры, на которые ракет у американцев не хватило (типа Мурома, жаль действие пока в основном крутится вокруг родины легендарного русского богатыря, что происходит в других частях карты читателю неведомо). В них даже существует городская администрация и вполне толстые силовые структуры. Всеми своими поступками подтверждающие теорему о том, что сильные мира сего всегда козлы, независимо от того на дворе развитой социализм или пост ядерное общество.
Но и такой мир не обойдется без свободолюбивых индивидуумов, не согласных копаться в земле или тянуться перед начальством.
Именно таков наш главный герой Станислав. Отнюдь не Рэмбо, и по габаритам до Скалы Джонсона не дотягивает. Зато он из тех, кто знает, что «делать по обе стороны от мушки», и среди врагов его мало кто пожелал бы видеть. Начинал Стас свой наемничий путь желторотым юнцом, под присмотром одного маститого «джентльмена удачи». Дни эти давно скрыла пелена времени (как и его наставника), и теперь наш протагонист вполне себе матерый волчара. Есть у него еще одна забавная особенность – частенько влипать в неприятности. Знаете, как оно бывает – в неудачное время в не лучшем месте. Но если он при таких раскладах до сих пор жив – багаж удачи у парня явно немерян.
Стас — настоящий продукт своего мира, влюбленный в оружие, о гуманизме и всепрощении понятия не имеющий. При этом вполне адекватный, незлобный и неглупый парень, вызывающий у читателя искреннюю симпатию (в отличие от того же ГГ из «Льда» Корнева).
С персонажами у Мичурина вообще получается неплохо. Даже второстепенные герои, поданные зачастую мельком, выходят из-под его пера вполне живыми, полнокровными и вызывающими бурю читательских эмоций.
Вот только с ними автор особо не церемонится. Это конечно не Мартин, но пару сюжетных ходов весьма напомнило этого безжалостного к своим героям классика.
«Еда и патроны» и в остальном книга довольно натуралистично-атмосферная. Ранения, увечья и убийства описаны здесь подробно и во всей красе. С одной стороны все правильно – жестокий мир, жестокие нравы. С другой – пару раз ну слишком уж неаппетитно подано.
Не чурается автор и старого доброго мата. Тут ничего против не имею, очень ярко, живописно и в тему.
Язык у Мичурина вполне адекватен, интрига закручивается как по нотам, оставляя нехилый задел на будущие тома (сейчас в работе четвертая книга).
Эрго. Съедобный постапокалиптический (только чересчур локальный и слишком реальный в описании людской гнили) боевик, под свист пуль и грохот взрывов, тихо сожалеющий о деградации человека.
P.S. Опять нам показывают жизнь через много лет после катастрофы. Подробно на сам процесс пока замахнулся, получается, только Круз?