Кому «Долг», а кому «Расплата»
1966 год. Трое агентов «Моссад» Девид (Уортингтон), Рейчел (Честейн), Стефан (Чокаш) отправляются в Восточный Берлин. Не на экскурсию. По работе. Им нужно выкрасть и переправить для суда в Израиль нацистского преступника – Хирурга из Бёрнау. Для этого Рейчел приходит к нему на прием (Хирург работает женским врачом), и во время одного из сеансов вгоняет в шею шприц со снотворным. После чего спящего нациста, по плану, нужно было забросить в остановившийся на станции поезд. Но, как известно, ни один план еще не выдержал столкновения с реальностью. В общем, наша героическая троица остается со связанным Хирургом на руках на неопределенное время. Пока мудрое начальство не придумает запасной план. Дни утекают в лету, и обстановка на явочной квартире накаляется не по-детски. Агенты, истекающие ненавистью по отношению к Хирургу. Сложные любовные отношения внутри троицы. Невозможность для Рейчел выйти на улицу, так как ее лицо известно полиции. Ощущение проваленного задания. Иезуитские подколки нациста. Все это добром закончится не могло.
Перерезав веревки осколком тарелки, оставшимся после вспышки ярости Девида, Хирург, ранив Рейчел, пытается бежать. Залитая кровью девушка всаживает ему пулю в спину.
Наши дни. Презентация книги дочери Рейчел (Абулафиа) о подвиге 1966 года. Все вроде в порядке до того момента, пока постаревший Девид (Хайндс) не шагнул под машину. Стефан (Уилкинсон), после долгих лет замужества уже расставшийся с Рейчел (Миррен), рассказывает экс-супруге, что на Украине объявился старик, называющий себя Хирургом из Бёрнау.
«Расплата» — римейк израильской картины 2007 года. На самом деле картина называется «Долг». Что, мягко говоря, смещает акценты. Фильм снят в двух временных потоках. 1966 и 2010. Актеры (за исключением Хирурга) – разные. Причем, как на меня, молодежь переигрывает метров.
Две противоположности – спокойный, флегматичный Девид (лучшая роль Уортингтона на текущий момент) и вспыльчивый, амбициозный Стефан. А между ними 25-летняя девушка на своем первом полевом задании. А когда между ними еще и проскакивает искра влюбленности… Плюс к этому импозантный, но насквозь прогнивший нацист, не упускающий возможности побольнее уколоть наших героев.
Из актеров 2010 хоть как-то успела развернуться разве что Миррен. Но и там сверхубедительной ее игру я бы не назвал. Уилкинсона отличился буквально одним удачным эпизодом, у Хайндса где-то столько же.
Но даже при более слабой современной части картина понравилась. Хорошо обыграны юношеский максимализм Девида, сомнения Рейчел, перемежающиеся ненавистью, уверенность командира, сменяющаяся истерикой. Двуликость Хирурга. Микроскопические, но антуражные кусочки Берлина.
И главное. Что важнее: устраивающая всех ложь, или чертовски неудобная правда? Чем можно заплатить за восстановление этой самой правды? И нужно ли это делать вовсе.
Эрго. Кино, несмотря на неизбежное сравнение с «Мюнхеном» получилось достойным. А зрителю, не до конца понявшему, о чем эта песня, стоит поставить себя на место героев «Расплаты». И подумать, а как бы поступил он сам?
P.S. Отметил уверенность Хирурга в беззащитности евреев. Интересна эволюция этого народа. После кровопролитных битв за свободу начала нашей эры, наступает неимоверной длины затишье. Когда не было еврейских войн. Были погромы. Затишье до 14 мая 1948 года. Тогда израильтяне как-бы откапывают оружие своих предков, пролежавшее под спудом несколько тысячелетий. И, я думаю, вряд ли его выпустят из рук. В частности из-за таких, как Хирург из Бёрнау.
Режиссер: Джон Мэдден
В ролях: Хелен Миррен, Том Уилкинсон, Кьяран Хайндс, Джессика Честейн, Мартон Чокаш, Сэм Уортингтон, Роми Абулафиа, Томер Бен Дэвид, Охев Бен Дэвид, Джонатан Узил, Эли Зохар, Ирен Бордан