Частные войны в разрушенном городе или За Катю! За Родину! За Сталина!
Осень 1942 года. «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Начало.
После срыва атаки советских войск, переправлявшихся через Волгу, в одном из полуразрушенных домов города Сталина, собираются несколько десятков бойцов из разных частей.
Ядром отряда становятся разведчики капитана Громова (Фёдоров). Пускай они только что талантливо провалили задание командования, то дает им еще один шанс. Нужно удержать этот самый дом. Всего три дня.
Под командованием капитана, кроме двух его разведчиков, молчуна Никифорова (Барабаш) и гопника-снайпера Чванова (Лысенков), оказывается сержант-артиллерист Поляков по прозвищу Ангел (Смоляков), молодой лейтенант Сергей Астахов (Бондарчук (мл.) и главный старшина Краснов (Волку). Не считая NPC.
Но есть в доме еще один обитатель. Точнее обитательница.
19-летняя сталинградка Катя (Смольникова). Похоронившая всех соседей, мать и сестру. Но упорно не желающая уходить из родного гнезда.
Она становится для защитников дома любимой, сестрой и дочерью одновременно.
С другой стороны, атаку дома поручают капитану Питеру Кану (Кречманн). У того по соседству также имеется свой интерес. Блондинка Маша (Студилина), напоминающая капитану покойную жену.
Из тяжелой, надоевшей и кровавой работы, война становится для противников делом сугубо личным. И простым. Есть ты, есть друг, есть женщина за спиной. Прямо за спиной.
А такие битвы проигрывать нельзя.
Никому.
Федор Бондарчук, сын знаменитого Сергея Бондарчука, за свои 46 лет успел прославиться, как качественный типажный (пускай зачастую гламурный) актер. С 2005 года он занялся также постановкой полнометражного кино. На этот поприще особых лавров Федор не сыскал, отметившись сперва неоднозначной «9 ротой», а затем полностью провальным «Обитаемым островом» (за попытку спасибо).
И вот новый проект Федор Сергеича. Лента с бюджетом $30 000 000 (что для наших соседей весьма некисло). Первый российский фильм, снятый в формате IMAX 3D. Картина, полностью, по словам создателей, вплоть до сигаретных окурков, соответствующая своей эпохе. Для которой на бывшем военном полигоне, были построены несколько кварталов Сталинграда. С декорациями стоившим продюсерам около $ 4 млн. С более чем двумя сотнями планов с компьютерной графикой.
В общем, почти как у взрослых пацанов.
Что же из всего этого великолепия вышло? С самого начала постановщик ограничивает рамки своей истории, не претендуя ни то, чтобы на стратегический размах, а даже на локальное, тактическое обозрение битвы.
Есть дом. В нем пять мужиков. Одна баба. Есть фрицовский капитан и егойная пассия. Все.
Остальные персонажи возникают буквально на мгновения, сливаясь в один безликий ком. Ну, разве что немецкого полковника Хензе (Лаутербах) запомнить получается.
Само по себе это ни плохо и ни хорошо. Это факт.
В данном фильме все окружающее (и все окружающие) выступает декорациями для извечных игр чувств и полов.
Конечно, антураж придает блюду остроты, но это все те же извечные стремления мужчины к женщине и наоборот.
Бондарчук, практически не затрагивая сталинградского сражения, показывает нам локальную войну шестерых мужиков. И какого–то количества безликих статистов.
Что характерно, даже это не наказуемо.
Просто у тех, кто ожидал от ленты эпического полотна в стиле «Войны и мира», случился натуральный облом.
Я от ленты не ожидал ничего, посему облома избежал. Но «Сталинград» все равно оставил у меня двойственное впечатление.
С одной стороны, в длительных, затяжных сражениях, подобные локальные войны, обусловленные личностными мотивациями, наверняка имели место быть. «Ах ты ж гад, мой любимый фонтан развалял!».
С другой, ну очень уж непривычно выглядит все происходящее, как будто обернутое в некую пленку, изолирующую участников от остального сражения.
Посему приезд танков воспринимается как явление неких валькирий, а визит полковника в дивизию, как отправка на небеса.
Ну да ладно, «он режиссер, он так видит». Но вот по поводу актерских работ, одной из двух опор таких фильмов, вопросов к Бондарчуку гораздо больше.
Единственный, к кому претензий быть не может вовсе, это Томас Кречманн. Его капитан Кан вышел чертовски цельной личностью. Немецким офицером, аристократом, выполняющим свой долг, свысока относящимся к русским, но при этом четко (до какого-то момента) осознающим, что он в первую очередь человек. А затем солдат. Однозначно, бравушки!
Теперь, о наших. Наиболее цельное впечатление оставил старый добрый Андрей Смоляков. Ну, так мастерство не пропьешь.
На почетном втором месте Алексей Барабаш со своим Никифоровым. Тут конечно играет роль и качественная предистория персонажа (гораздо более объемная, чем у остальных). Плюс его молчание. Но и Барабаш постарался.
Замыкает тройку, как не удивительно, сын Фёдора Бондарчука, Сергей. Мало того, что это его дебют в кинематографе. Так еще и образ для грозы Кинотавра, и убежденного боксера, мягко говоря, нетипичный. Молоденький, застенчивый с девушками лейтенант Тютя, еще и ставший отцом персонажа, которого играет папа актера, Федор.
Пётр Фёдоров, вроде как центральный герой, не впечатлил абсолютно, не говоря уже о «гопнике» Дмитрие Лысенкове. Как на меня, откровенный прокол.
Мария Смольникова, в принципе, понравилась, благо времени проявить себя, и создать цельный образ у нее достаточно.
А вот Яна Студилина тут явно для мебели, точнее для эффектных монологов немецкого капитана. Барышню не раскрыли никак, похоже и не ставя это за цель.
Нельзя не сказать и об еще одном главном герое. Доме.
Доме (его прообразом стал легендарный Дом Павлова), родившемся в Городе на Волге, прожившем в нем немалую жизнь, взрастившем множество хороших людей, а затем обреченном умирать под снарядами, теряя одного за другим своих жильцов, перекрытия, крышу. Доме обреченном и осознающем это. Доме, с теплотой и надеждой наблюдающем за рождением любви, чувства, которому вроде нет места на войне. Любви, спасающей одну из его детей.
Кстати, человечный главный немец меня ни капельки не огорчил, а вот стремление к голливудской, несколько гламурной мелодраматичности порадовала слабо. Понятно, что рынок требует, но все же негоже так откровенно прогибаться «под изменчивый мир».
Зато вторая опора – спецэффекты не подкачала. Начиная с пресловутой «огненной атаки», которой можно предъявить претензии по поводу реальности, но никак по поводу ее впечатляющего вида. Это даже если оставить за кадром «жаркие» условия, в которых проходили съемки этого опасного для группы эпизода. Продолжая разрушенным городом, взрывающимися зданиями, полностью рисованным падающим Henkelем и весьма качественными боевыми сценами.
Что бы еще лично я отнес к минусам картины, так это жутко надоедливую музыку композитора Анджело Бадаламенти. Это какая-то тенденция нездоровая, однако. Что в новом «Шерлоке Холмсе», что здесь музыкальное сопровождение получилось чертовски агрессивным и отвлекающим.
Эрго. Спецэффектная антуражная мелодрама, требующая нулевых ожиданий и определенного настроя. Явно тяготеющая к концепциям Фабрики грез. Но, в принципе, вполне имеющая право на жизнь.
P.S. Сборы картины уже перевалили за 60 лимонов. Для Голливуда слабенько (напомню бюджет тридцатка), для постсоветского пространства лучший результат всех времен.
Режиссер: Фёдор Бондарчук
В ролях: Пётр Фёдоров, Томас Кречманн, Мария Смольникова, Янина Студилина, Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук, Олег Волку, Хайнер Лаутербах, Олег Тилькин, Ян Кузьмин, Кирилл Варакса, Полина Райкина, Юрий Уткин, Олег Малышев