Охота за бородатым арабом или Нулевой Темный Тридцать (очень многозначительный буквальный перевод названия)
11 сентября 2001 года Америка изменилась. Позади осталась беззаботная юность демократии, а также изрядное количество гражданских свобод для своих собственных жителей. Впереди ждало закручивание гаек, и конкретный крен в сторону полицейского государства.
Главным виновником 9/11 был объявлен лидер исламистской террористической организации «Аль-Каида» Усама бен Ладен.
На долгие десять лет он стал для Штатов врагом номер один.
Майя (Честейн), молодой сотрудник ЦРУ, прибывает в Пакистан, с ходу включаясь в поиски террориста №1. Методы СIA на тот момент особо не выбирала, и попавшихся воинов джихада раскручивали по полной. Голод, побои, заливание в глотку литров воды, собачьи ошейники, ночевки в малюсеньких ящиках. Пытки, одним словом.
Стоит сказать, метод, как и все тысячелетия существования человечества, вновь доказал свою эффективность.
Начинает распутываться цепочка связей, контактов и знакомств, на кончике которой вполне может оказаться лично Усама бен Ладен.
Кэтрин Бигелоу (создатель культовой в определенных кругах «На гребне волны»), долгое время остававшаяся в тени своего звездного супруга Джеймса Кэмерона, заявила о себе в полный голос в 2010 году «Повелителем бури», собравшим шесть Оскаров (том числе «Лучший фильм» и «Лучший режиссер») и открывшем миру Джереми Реннера. Одна из самых «мужских» режиссеров Америки, тему войны на этом закрытой не посчитала, и свой следующий проект посвятила охоте на виновника 9/11.
Эта лента, еще до выхода на экраны, подняла в США настоящую бурю, а Минобороны Штатов даже проводило расследование, чтобы выяснить, кто же сдал режиссеру информацию об охоте за бен Ладеном.
После появления в прокате Бигелоу, конечно, попеняли за показ пыток, кое-где даже обозвав ленту «вредной пропагандой», но волны положительных отзывов буквально захлестнула Zero Dark Thirty. Фильм был номинирован на пять статуэток, получив в результате только одну за Лучший монтаж звука.
На выходе мы получили один из самых «американских» картин чуть ли не за всю историю кинематографа. Поднимающую проблему, волнующую в первую (и, пожалуй, единственную) очередь исключительно жителей цитадели демократии. Меня «Цель номер один», не тронула настолько, насколько это вообще возможно. Попробую объяснить почему. Нам показывают историю женщины (вроде как реальной сотрудницы ЦРУ, чьё имя не раскрывается), 10 лет посвятившей поиску человека, по официальной версии виновника терактов 9/11. Женщины, не бросавшей это занятие, даже когда все остальные опустили руки. Идущей к своей цели с упорством БТРа. И достигающей ее.
В первую очередь возникает аллюзия с историей поисков террористов, захвативших в заложники израильских спортсменов на Летних Олимпийских играх 1972. И «Мюнхеном» Спилберга. Интересным в первую очередь демонстрацией того, что месть, даже праведная, может сделать с людьми. В «Мюнхене» агенты Моссада выглядят живыми. Они, исполняя свой долг, переживают, сомневаются, сходят с ума.
Майя частенько напоминает терминатора в исполнении экс-губернатора Калифорнии. Она видит цель, верит в себя, не замечает препятствий. Ее основная проблема — тупость, нерешительность и закостенелость коллег. И ожидание, когда, наконец, закончатся политические игрища наверху, а из Белого дому дадут команду «фас!». Вы меня простите, но сопереживать такому персонажу весьма непросто. У меня, по крайней мере, не получилось.
Рассказывается история крайне неторопливо (хронометраж ленты 02:37), с кучей подробностей, арабских имен, в которых напрочь запутываешься к исходу часа, и минимумом действия. Ну да бог с ним, с действием, Аффлек отлично показал, как можно обойтись без пиф-пафа, нагнетая напряжение, от которого буквально лезешь на стену. Так вот, «Цель», к сожалению, этим похвастаться не может ни в малейшей степени. Все рутинно, скушновато и зевотно. Может быть целью Бигелоу было показать именно рутинную работу ЦРУ, благодаря которой и стало возможно «Копьё Нептуна». Но у меня есть нехорошее предчувствие, что европейский зритель (не скованный необходимостью писать рецензию на творение Кэтрин), заснет, так и не узнав, поймала доблестная Майя Усаму, или он скопытился от собственного яда.
Даже некоторое (довольно неубедительное) финальное оживление в связи с началом «Копья Нептуна», быстро переходит в разряд комедии. В тот самый момент, когда понимаешь, что жутко патетически-напряженная операция, в которой участвовало «79 спецназовцев» (непосредственных исполнителей 24 мордоворота и собака), при поддержке ударных вертолетов, истребителей и беспилотных аппаратов, направлена на целых четырех (!) террористов при поддержке женщин и детей. Без авиации.
Из актерских работ меня хоть как то порадовал Джейсон Кларк в роли брутального и циничного црушника. Марк Стронг, из-за одной шикарной сцены раздавания сестрам по серьгам на совещании. И Стивен Диллэйн, но не благодаря этой ленте, а исключительно за Станиса из «Игры престолов».
Эрго. Вялая, «медитативная» лента об упорной ЦРУшнице, рассчитанная исключительно на американского зрителя. Нашим и европейцам смотреть исключительно на свой страх и риск (лучше еще раз глянуть «Мюнхен»). Я вас предупредил.
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Джессика Честейн, Джоэл Эдгертон, Эдгар Рамирес, Джейсон Кларк, Марк Стронг, Кайл Чандлер, Дженнифер Или, Джеймс Гандольфини, Стивен Диллэйн, Хэролд Перрино,