Ее называли «кустодиевской красавицей» и «типичной русской женщиной», отмечая страстность, темперамент и точность в деталях. А она считала себя в первую очередь театральной актрисой, и всегда очень ответственно относилась к работе.
Переживала, что театр из Храма превращается в балаган. Из носителя духовности и нравственности — в царство натурализма, цинизма и примитивизма.
Всегда боялась подвести кого-то, ведь главным словом считала: „я должна“.
Обожала русскую классику, в частности Достоевского и Лескова.
Трижды была замужем, но детьми так и не обзавелась.
Четыре раза признавалась актрисой года по опросу журнала «Советский экран». Была символом материнства для половины Союза, обладательницей Государственных премий, как Союза, так и России, множества киношных и театральных премий.
Родилась Наташа 28 августа 1948 года, на московской Таганке. В детстве, благодаря бабушке, была очень балованным ребенком. Несмотря на то, что росла в коммунальной квартире, где жило больше 40 человек.
Родители Гундаревой были настоящими театралами, стараясь не пропускать ни одной премьеры своего любимого Художественного театра. Естественно, брали с собой на спектакли и дочь. На тот момент Наташа не была особо очарована сценой. Ей больше нравилось рисование, пение, и как ни странно — баскетбол.
Потом родители разошлась, и девочка с матерью переехали в Кривой переулок, рядом с Красной площадью. Именно тогда она начала курить. В тринадцать.
Постепенно драматическое искусство занимает все больше места в жизни юной Гундаревой. Школьные чтения (и это в храме знаний с поварским уклоном!), и, наконец, Театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. Место, где Наталья, получила свои первые, очень важные, актерские уроки.
После окончания школы, все видели девушку в театральном вузе. Однако Наташа вдруг решила стать строителем, пойдя в конструкторское бюро чертежницей. Даже поступила на подготовительные курсы МИСИ. Однако потом все же подала документы в Щукинское училище. И поступила, невзирая на огромный конкурс и собственную полноту, никак не подходящую под актерские каноны красоты.
Училась Гундарева увлеченно, взахлеб, уже тогда пробуя себя в самых различных образах и ролях. Ее сокурсниками, кстати, были такие неординарные личности, как Константин Райкин, Наталья Варлей, Юрий Богатырев.
После окончания «Щуки» в 1971-м Наталью приглашают в Театр имени Вл. Маяковского. Театр всей ее жизни. Театр, где будет создано огромное количество шикарных актерских работ, в которые молодая актриса вложит весь свой талант и неуемную энергию.
Знакомство Гундаревой с кино произошло еще в студенческие годы. Сперва эпизод в короткометражном «Хмыре» (1966), затем уже в полном метре «В Москве проездом…» (1970), и, наконец, более-менее заметный образ буфетчицы Надюшки в «Здравствуй и прощай» (1972). Одновременно началась и работа в телеспектаклях, самым интересным из которых стал «Обрыв» (1973) по роману Ивана Гончарова и «Трактирщица» (1975) К. Гольдони.
Но слава пришла к нашей героине позже, в 1976, после «Сладкой женщины». Работница кондитерской фабрики Анна Доброхотова, принесла Наташе звание Лучшей актрисы 1977 года по зрительскому опросу журнала «Советский экран», и немалую популярность, как среди зрителей, так и среди постановщиков.
Практически до середины 90-х, не было бы года, когда Наталья Георгиевна снялась меньше чем в паре картин. Плюс активная работа в театре.
Пробежимся по самым ее интересным работам в кинематографе.
Смеральдина в искрометном «Труффальдино из Бергамо» (1976), одной из классических музыкальных лент того периода.
Эмоциональный символ женственности, страстно ждущий любви, Катерина Никанорова из «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), ленте, прошедшей в прокате с огромным успехом.
Нина Бузыкина в «Осеннем марафоне» (1979) Георгия Данелия. Интеллигентная, тихая, наполненная потаенной болью, страшащаяся одиночества, при этом дорожащая своим достоинством.
Воинствующая хамка Валерия Саяпина в шикарном «Отпуске в сентябре» (1979), телевизионной версии вампиловской «Утиной охоты». Щемящем, пробивающем до глубины души, и выворачивающем наизнанку, с отличным кастингом и волшебными актерскими работами.
Надя Круглова в «Однажды, двадцать лет спустя» (1980). Хорошая, скоромная, душевная, счастливая женщина, мать одиннадцати (!) детей, позабывшая о себе.
Жена чемпиона мира по шахматам Александра Алёхина, Надежда в «Белом снеге России» (1980).
Модистка Жужу из «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), одной из самых классных рязановских лент.
Дульсинея Тобосская в одноименном телевизионном проекте, рассказе о возможной судьбе героев романа Сервантеса о Дон Кихоте: Альдонсы — Дульсинеи и Санчо Пансы.
Вера Голубева в «Одиноким предоставляется общежитие» (1983), ленте, сценарий которой писался специально под нашу героиню. Персонаж получился живым, тонко чувствующим, светлым, тянущим на себе всю картину. Картину, отмеченную призом за лучшую кинокомедию на XVII Всесоюзном кинофестивале. В третий раз принесшую Гундаревой звание лучшей актрисы года по опросам зрителей.
Александра Ванеева в «Хозяйке детского дома» (1983). Директор детдома Ванеева, сама выросшая в этом заведении, лишенная радости материнства, взамен этого становится матерью всем своим воспитанникам, и даже, найдя любящего ее человека, не может их оставить. Фильм, снятый в настоящем детдоме, стал своеобразным упреком и обвинением в невнимательности к детям, и вызвал серьезный общественный отклик.
Певица Ирина Мельникова в «Зимнем вечере в Гаграх» (1985). Ее персонаж был очень вкратце прописан в сценарии, и актриса создавала образ фактически на ходу.
Любовь Иванова из «Личного дела судьи Ивановой » (1985). Психологическая лента о семейных проблемах, отношениях отцов и детей, поданная через восприятие девочки-подростка, в добротном исполнении Оксаны Дацкой.
Марина Зотова в «Жизни Клима Самгина» (1986), телесериале по одноименному роману Максима Горького. Образ сектантской богородицы — сложный, трагический, противоречивый, при этом цельный и сильный, стал одним из украшений ленты.
Аэлита Герасимова в «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988) по мотивам пьесы-фарса Эдварда Радзинского «Приятная женщина с цветком и окнами на север…». Этой ролью Наталья «попрощалась со своими нелепыми, страдающими героинями, занятыми поисками семейного счастья».
Вдова в «Двух стрелах. Детективе каменного века» (1989) Аллы Суриковой. Ленте смелой, но какой-то чересчур гротескной и недоработанной. Зато такого типажа как Вдова, у Гундаревой, пожалуй, еще не было.
Наталья Петровна в фантастической притче по сценарию Стругацких «Искушение Б.» (1990).
Жанна в «Собачьем пире» (1990), ленте тяжелой, сильной, трагичной. Алкоголичка-уборщица привокзального туалета, в исполнении Натальи Георгиевны, собрала целый венок наград из премии «Ника» за лучшую женскую роль в 1990 году, премии за лучшую женскую роль на МКФ в Монреале, Канада в 1990 году, и главного приза кинофестиваля Созвездие, 1991 (разделенного с партнером по фильму Сергеем Шакуровым).
Императрица Елизавета Петровна в культовых приключенческих сагах нашей молодости «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины 3» (1992).
Графиня Отрешкова, в лирических, добрых и светлых «Чокнутых» (1991) Аллы Суриковой.
Следователь прокуратуры Сергеева, в слабеньком мистическом детективе «Заложники «Дьявола»» (1993), с богатейшим актерским составом (примета времени, знаете ли).
С середины 90-х Наталья Георгиевна снимается очень мало (что абсолютно не удивительно на фоне жуткого развала кинематографа того времени). Взамен на несколько лет сцену совмещает с политикой, в 1993—1995 работая в Госдуме во фракции «Женщины России». Однако «Я не знаю ни одного человека, который бы начал заниматься политикой и стал от этого счастливее». Гундарева вновь полностью погружается в театральную жизнь.
Из кино и телеработ того периода можно выделить разве что сериал «Петербургские тайны» (1994-98), принесший Наталье приз за лучшую главную женскую роль в телесериале. Об остальном сама Гундарева говорила так : «Сейчас кино почти не стало, во всяком случае, меня мало приглашают. В «Петербургских тайнах» я снималась, потом была какая-то мелочовка…»
К началу нового века актрису все чаще начало подводить здоровье (работа на износ, эпоха перемен, плюс многолетнее курение), в 2001- м Наталья пережила кому и обширный ишемический инсульт. Из этой беды она выкарабкалась, а в 2002 даже принимала участие в акции «Во имя здоровья».
К сожалению, улучшение оказалось недолгим.
Наталья Георгиевна Гундарева скончалась 15 мая 2005 года.
Ей было всего 57 лет.
Она всегда верила: «каждый человек в состоянии выбрать – что главное, определяющее для него в тот или иной момент жизни, а что – второстепенное».
Гундарева выбрала свой путь и отдалась ему всецело, без остатка. Она не умела халтурить, выкладываясь на полную в каждом спектакле, в каждом дубле.
«…Актерское дело для меня больше, чем профессия, это мой способ существования. Самые счастливые мгновения – когда выходишь на сцену и чувствуешь, что владеешь зрительным залом. Я театром по-прежнему очарована, и если говорить о каком-то смысле жизни, то театр – это то, что меня держит в этой жизни, это очень серьезное, ответственное, жизненно необходимое занятие. Это моя любовь…»
Именно любовь и оставила нам в наследство великая актриса Наталья Гундарева. Конопатое чудо.