Шестеро на плоту, не считая попугая, или путем инков
1947 год. 28 апреля. Из перуанского порта Кальяо отчаливает крайне необычное судно. Это не лодка, не яхта и даже не грозный крейсер, ощетинившийся жерлами пушек.
Это плот. Плот из бальсовых (редкая порода дерева из Южной Америки) брёвен. В самом длинном месте — 14 метров.
На нем шесть человек. И один попугай.
Они проведут в океане ровно 101 день, пройдя 4300 морских миль (8000 км).
Больше никто не будет сомневаться в возможности заселения Полинезии древними инками.
Больше никому и в голову не придет усомнится в том, что человеку по силам пересечь океан не только в удобной каюте комфортабельного лайнера. Что никакая стихия не остановит Homo sapiens, если у него есть цель, упорство и вера в себя.
Это плавание стало возможным благодаря норвежскому путешественнику и учёному Туру Хейердалу.
Наукой, в частности зоологией, будущий «покоритель Нептуна» увлекся еще в детстве. Потом были университет Осло, и поездка в Полинезию, сперва на Таити, а затем на одинокий остров Фату-Хива. Целый год Хейердал и его жена Лив жили подобно робинзонам, наслаждаясь девственной природой и отсутствием цивилизации. К сожалению, рай оказался недостижим даже здесь, болезни и нарастающая враждебность местных заставили супругов вернуться в Норвегию. Но Фату-Хива дал Хейердалу главное – уверенность в том, что предки полинезийцев произошли именно из Южной Америки.
А привел их легендарный вождь и бог Тики. Из большой страны, там, далеко за морем.
Дело было за малым. Доказать свою теорию на практике.
Пришлось, правда, отвлечься на Вторую мировую войну. Закончить диверсионную радиошколу. Сплавать в Мурманск, откуда их перебросили в Норвегию, для установки радиосвязи с Лондоном. К счастью, к тому времени мировая бойня издохла, и Тур смог вплотную заняться организацией плавания «Кон-Тики».
Того самого, начавшегося 28 апреля 1947 года из перуанского порта Кальяо.
Мимо новой картины, тесно связанной с нежно любимой морской стихией, пройти я не мог никак. Перчику в блюдо добавляло то, что Kon-Tiki не имел ни малейшего отношения к Голливуду. Давненько не попадалось под руку европейских проектов, снятых с изрядным размахом ($16 600 000 бюджета для Норвегии весьма неплохая сумма), и обещающих яркое, увлекательное приключение. Тем более связанное со столь неординарным человеком, как Тур Хейердал.
Скажу сразу, по большому счету, картина стоит потраченных на нее почти двух часов.
Хотя начало ленты все же слегка подзатянуто. Для нетерпеливого зрителя-спринтера полчаса подготовки может оказаться многовато.
А марафонцы смогут обстоятельно, с наслаждением начать погружение в мир мечты 33-летнего норвежца и его верных вассалов.
Рассмотрим теперь поближе отважную шестерку, благо с ними мы проведем большую часть фильма.
Пол Сверре Валхейм Хаген (Хейердал). Самый известный из каста, на его счету уже с десяток разнообразных европейских постановок. Помимо похожей внешности может похвастаться вполне адекватно переданным фанатизмом ученого. Вот только как-то жестче я Тура представлял, мягковатый он тут какой-то (хотя может это молодость виновата).
Андерс Баасмо Кристиансен (Герман Ватцингер), наиболее интересный и разносторонний персонаж из команды. Толстенький, мягкотелый продавец холодильников, решивший на все плюнуть, и сорваться за мечтой. Самый нервный член экипажа, похоже, потому, что ему не досталось никакого конкретного задания на время плавания (на самом деле именно он занимался метеорологическими и гидрологическими наблюдениями). Причина одного из наиболее драматических моментов картины. Кстати, насчет проволоки прав был как раз Тур, она бы попросту разрезала со временем мягкое дерево.
Тобиас Зантелман (Кнут Хаугланд), радист, второй по наполнению персонаж ленты. Наиболее сильный и одновременно дико уставший человек на плоту. Способный на невероятную отвагу и жесточайшую депрессию. Ветеран войны ярко показывающий, что эта шлюха может сделать с человеком.
Густаф Скарсгард (Бенгт Даниельссон), этнограф, швед, единственный иностранец среди норвежцев, фанат чтения, островок спокойствия среди бурных штормов горячих норвежских парней.
Одд Магнус Уильямсон (Эрик Хессельберг), штурман, художник, спасший жизнь маленькому Туру, когда тот всерьез решил утонуть подо льдом. Образ развернут гораздо меньше чем предыдущие.
Якоб Офтебро (Турстейн Робю), еще один радист, наиболее схематично поданный персонаж, хотя во время войны именно благодаря его радиопередачам, Королевские ВВС вычислили и утопили «Тирпиц».
В целом актеры подобраны неплохо, и составляют довольно гармоничную команду.
Также нужно не забыть жену Хейердала Лив в исполнении Агнес Киттельсен. Довольно трагичный образ получился, доложу я вам. Женщина, полюбившая Тура за его увлеченность, ездившая с ним в отдаленные уголки земного шара, после рождения детей вынуждена брать на свои плечи всю заботу о семье, пока муженек шарится по океанам. Хотя она и сама, похоже, не против в дорогу, но материнское начало перевешивает все остальные жизненные радости.
По поводу визуальной стороны ленты. Это конечно не глянцевая «Жизнь Пи», на спецэффекты которой было угрохано уйму денег (а потом Энг Ли на вручении Оскара еще фигвамы совал компьютерщикам, мол дорого берете, крохоборы). Но вполне жизненная, адекватная картинка, с кучей съемок с натуры (что в последнее время редкость), и тщательно подобранными рисованными красивостями, в таком количестве изящно дополняющими происходящее.
И напоследок вопрос. Интересно мнение специалиста, возможно ли такое количество больших белых акул, какое сопровождало плот практически постоянно. Насколько я знаю, они не собираются толпами, да и нельзя сказать, что этот подвид настолько многочисленный. В ленте же кроме большой белой, других акул мы не видим в принципе, а один раз нам показывают целую стаю.
Эрго. Весьма приличный приключенческий проект (возможно чуть затянутый в начале), подчеркивающий, что для увлеченного человека в мире нет ничего невозможного.
P. S. Несмотря на то, что в экранизации упущено изрядное количество интересных моментов (и неожиданных встреч с океанскими обитателями) из книги, для первого знакомства с путешествием на Кон-Тики, лента вполне подходит.
Кстати, штормов они пережили гораздо больше, чем один, а Хейердал вовсе не был таким уж безнадежным пловцом. По крайней мере, в 22 года, случайно упав в реку, Тур выплыл самостоятельно.
Режиссер: Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг
В ролях: Пал Сверре, Валхейм Хэйген, Андерс Баасмо Кристиансен, Густаф Скарсгард, Одд Магнус Уильямсон, Тобиас Зантелман, Якоб Офтебро, Агнес Киттелсен, Томас Арнольд, Йорген Бертаге, Элинор Бурк, Мануэль Коши, Сэм Чэпман, Стефан Кронуолл, Катинка Эгрес, Йен Кнауэр, Оле Слетнер, Ричард Триндер
Мне в фильме не хватило фанатизма учености Тура. Не почувствовал я, что он так проникся наукой, что готов рискнуть всем — и семьей и друзьями. То есть в фильме это показано, но я не поверил. Драматизма не хватило в игре актера. А может так оно и должно быть у холодных северных парней? ))