Трус не играет в хоккей или Бороться и искать, найти и не сдаваться
Маленький Валера (впрочем, как и миллионы других советских мальчишек) любил спорт. Причем не просто смотреть на отточенные броски и профессиональные передачи мастеров. Отнюдь. Гораздо больше ему нравилось забивать мячи и забрасывать шайбы самому. Потом футбол отошел в сторону, и главное место в жизни сперва мальчика, а затем юноши занял хоккей.
Парень оказался весьма талантлив, но сыроват. И главный тренер Центрального Спортивного Клуба Армии (в просторечье ЦСКА) Анатолий Тарасов (Меньшиков) отправляет Валеру Харламова (Козловский) в уральский Чебаркуль, поднабраться опыта во второлиговой «Звезде».
Но даже на заснеженных уральских площадках молодой хоккеист мечтал об основе ЦСКА, сборной СССР, а затем, чем черт не шутит, и о схватке с канадскими профессионалами, сильнейшими хоккеистами планеты.
История Советского Союза помнит огромное количество людей, которых по праву можно назвать легендами. Среди них военные, рабочие, врачи, музыканты, актеры, спортсмены. Практически о каждом из них можно снимать многосерийные увлекательные сериалы. Можно. Вот только за последнее время такие картины без труда пересчитаешь по пальцам. А для удачных хватит одной руки.
Тем интереснее было посмотреть на попытку рассказа о легендарном советском хоккеисте. Почему был выбран именно Харламов? Бог его знает, а почему бы и нет?
Съемки ленты заняли всего пять месяцев и проходили в Москве, Электростали, Минске, Новополоцке, Бобруйске и в испанском Питильясе под Памплоной. Для работы над некоторыми сценами использовали до десяти камер, в том числе и малютки, которые устанавливали на клюшки или на шайбы.
Специально для «Легенды» шили хоккейную форму того времени, делали амуницию, коньки и клюшки старого образца. А актеры по нескольку месяцев обучались хоккейным премудростям и езде на коньках.
Скажу сразу, я не любитель хоккея (в отличие от того же футбола). И посему сомнения по поводу ценности для отдельно взятого меня, данной картины, цвели пышным цветом. Мало ли, еще не дай бог, придется два с лишним часа созерцать ездящих туда сюда по небольшой площадке мужиков.
К счастью, все оказалось не так плохо. Мы увидим историю движения увлеченного человека (эдакого андердога по терминологии Митты) к своей мечте. Историю универсальную, которая могла произойти с представителем абсолютно любой профессии. Плюс успокою таких же как я, равнодушных к шайбе на люду. Хоккея в первых двух третях фильма будет ровно столько, чтобы неподготовленный зритель не стал засыпать под бодрый скрип коньков и тяжелые удары тушек игроков о бортик.
Взамен этого нам покажут талантливого молодого парня, идущего к цели, преодолевая всевозможные препятствия, нашедшего в себе силы не опустить руки, не поддаться слабости, влиянию ленивого окружения, наконец.
Парня, достойного стать примером, напомнить о том, что человек может все, и звучит гордо.
И покажут это все весьма качественно и увлекательно. Причем если раньше Николай Лебедев был известен как создатель довольно симпатичной военной «Звезды» и абсолютно невнятного «Волкодава», то «Легендой» он сделал весомую заявку на роль действительно серьезного режиссера.
Дело в том, что фильм сделан по всем законам драматургии (законам столь тщательно забытым в современном кино). Ленты напоминает русские горки, когда героя с пика радости обрушивают в пучину скорби. Только он разберется с одной проблемой, тут же получает на свою голову другую. Причем все масштабнее, сложнее, круче, тревожнее. Подводя персонаж (а с ним и нас грешных) к кульминации и катарсису.
В результате зрителю просто некогда скучать, картина практически не провисает, а два часа пролетают незаметно.
Да, как выяснилось, хоккей тоже можно показать интересно и эффектно. По меньшей мере, на протяжении 20 минут, а больше наверно и не нужно.
Но кроме режиссера львиную лепту в успех фильма внесли также двое главных актеров.
Мэтр нашего актерского цеха Олег Меньшиков фактически никогда не создает слабых персонажей (разве что за исключением похороненного Фандорина), и «Легенда» только подтвердила высочайший класс этого великолепного артиста. Его Тарасов – это глыба, человек влюбленный в хоккей, до конца отдавшийся своей страсти, способный вычленить главное, не дать возгордиться, «поймать звездочку», полностью, до донышка раскрыть подростковый талант, сделать из способного мальчишки настоящий бриллиант.
Но не менее своего «алдового» партнера порадовал и молодой Данила Козловский («Дубровский», «Экипаж», «Викинг» ), до этого не производивший на меня особого впечатления. Да смазливая мордашка, интересная фактура, но не более. В «Легенде» он показал по-настоящему недюжинный актерский потенциал. Дай бог парню всяческих успехов, и не опустить так высоко поднятую планку.
И напоследок пару фактов из жизни настоящего Валерия Харламова, рост которого, кстати, в юности достигал всего 168 см.
В детстве врачи обнаружили у него порок сердца и даже запретили посещать уроки физкультуры.
Тройка Михайлов — Петров — Харламов первой в советском хоккее стала играть на площадке в силовой манере.
Суперсерия СССР — Канада в 1972 года состояла из 8 игр, в которых канадцы выиграли 4 раза, наши — 3, одна встреча закончилась вничью. Через два года состоится еще одна Суперсерия, на этот раз уже с канадцами из Всемирной хоккейной ассоциации.
Автомобильная авария, показанная в ленте, на самом деле произошла через четыре года, в 1976.
27 августа 1981 года случилась еще одна автокатастрофа, к сожалению последняя для Легенды №17 и его жены Ирины.
Эрго. На удивление качественная спортивная драма о Человеке, идущем к своей мечте. Фактически инструкция для сомневающихся в своих силах, и чертовски приятно сделанная!
Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Роман Мадянов, Алехандра Грепи, Дарья Екамасова, Александр Рагулин, Александр Харламов