Генри Лайон Олди «Циклоп. Книга 1. Чудовища были добры ко мне; Книга 2. Король камней». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2012
Полифем без Одиссея или не ждите от людей доброты
Эта история началась, когда принц Ринальдо (прекрасно знающий, между прочим, значение слова «эмпирически») решил, что достаточно ждал, пока король Фернандес лопнет от переедания и решил ускорить процесс.
Или она началась десять лет назад, когда обвал, уничтоживший источник священного дыма сивилл, обнажил вход в Янтарный грот?
Или двадцать, когда настройщица амулетов Инес ди Сальваре по прозвищу Красотка, приютила ободранного мальчишку Краша, испытывавшего нездоровую страсть к одному из ее камней?
Или девятнадцать, когда в подземельях Шаннурана встретились тот самый мальчик Краш, маг Симон Пламенный и вор Вульм из Сегентарры?
Кто знает. Даже королевский маг Амброз Держидерево не был уверен, с какой целью пара его коллег во главе с Симоном хотят обследовать Янтарный грот. Место, дающее взамен некоторых не особо нужных частей тела все что угодно: силу, скорость, нюх, ловкость пальцев.
Ясно одно, занесенный снегом Тер-Тесет ожидают большие перемены, и всем заинтересованным сторонам придется приложить изрядные усилия, чтобы их пережить.
Генри Лайон Олди (в быту Громов и Ладыженский) не перестают радовать читателей многообразием своего таланта. В этот раз, после космических далей и ахейских равнин нас вернули в старую добрую фентези. Еще и посвятив ее при этом отцу данного жанра Роберту Говарду.
Основная локация, где происходят события – город Тер-Тесет, у правителей которого есть одна милая традиция. Для того, чтобы боги были милостивы к жителям, принц обязан собственноручно устранить своего августейшего отца. Неважно как, неважно в какие сроки – главное сам. Иначе удача отворачивается от города, ровно до того момента, пока следующий наследник не сделает то, что должно.
Именно очередная смена властителя послужила толчком для всех последующих событий. Тех, после которых вместе сходятся любовник и ученик Красотки по прозвищу Циклоп, Симон Пламенный, Вульм из Сегентарры, а также двое последних представителей своих подвидов. Последний изменник Натан, и последняя сивилла Эльза.
Им предстоит разобраться с наследством Янтарного грота, отстоять своих права на Око Митры (а Циклопу и саму жизнь) перед собратьями Симона по Высокому искусству, не поддаться зову Черной Вдовы, вывернутся из-под августейшего внимания Ринальдо III (которому, как выясняется, известно и значение слова «метаморфический») и выяснить, почему все чаще и чаще под руку подворачиваются упоминания о легендарных Ушедших.
Олди не любят писать одноплановых вещей. Ну не нравится им, скушно.
В любом их произведении при желании (и достаточной эрудиции) можно обнаружить второе, а затем и третье дно, практически в любой книге найти четвертый и пятый пласт. Один мой знакомый из-за этого даже прекратил их читать. Сложно мол, а я при чтении отдыхать хочу. Ну да люди они разные, и он сам себя наказывает, при 8 на руках заказывая шестерную (главное не вистовать!!!).
Так вот «Циклоп» — это классические Олди, взявшие все лучшее, как из первого периода своего творчества, так и из второго, научившиеся подавать сложные идеи без излишних эстетских и высоколобых самолюбований. Берущие тебя за душу и выворачивающие наизнанку, выдергивающие за волосы из болота повседневности и дающие тебе возможность, перезагрузив аккумуляторы, жить с новой силой.
Теперь подробнее. Язык, как всегда, выше всяких похвал. Буквально каждое слово и предложение хочется смаковать по нескольку раз, как кусочек отборной буженины, с каждой минутой открывая все новые и новые оттенки вкуса, а когда первый уже растворится на языке, рука сама тянется ко второму.
Персонажи живы и объемны.
Циклоп, совсем еще молодой парень, еще в детстве переживший то от чего бы сломались девять из десяти мужчин, нашедший а затем, по большому счету, убивший мать и любовь, совершивший очередную ошибку в память о любимой, и ставший призом в состязании чародеев.
Симон, один из старейших магов этого мира, решившийся на небывалое и проигравший, победитель демона, несущий его частицу в себе. Человек, на закате жизни решивший отдать старые долги, и ставший последней надеждой для тех, кого несколько дней назад он даже не знал (или давно позабыл).
Вульм, вор и маргинальный элемент (вполне мог бы быть коллегой молодого Конана), тот, кто никогда особо не задумывался о благодарности, морали, этике. Ставший наставником для одних, другом для других, опорой для всех.
Натан, 13-летний пацан, вынужденный взрослеть не по дням, а по часам, переживая за недели, то на что у его сверстников ушли бы годы. Порывистый, гневливый, наивный, восторженный, как, пожалуй, и все тринадцатилетки (невзирая на мышечную массу).
Эльза, утратившая все, чем жила, а затем приобретшая новый смысл жизни, раскроенная надвое, вынужденная цепляться за единственное, что позволяет ей сохранить человечность. Новая угроза для сложившегося порядка вещей (как и Циклоп), и посему смертельно опасная для чародеев.
Амброз, королевский маг, тот, кто создает протагонистам все больше и больше проблем. Коварный, горделивый, эгоистичный, беспринципный, привыкший добиваться своего любым способом. Умный, образованный, беспокоящийся об Искусстве, его будущем.
И это только самые центральные персонажи книги, остальные прописаны пусть меньше, но отнюдь не хуже.
Развитие действия вызывает в памяти драгоценный калейдоскоп, когда кусочки мозаики, сперва туманные и далекие, постепенно мастерски складываются в одну яркую и выпуклую картину. Вот фрагмент из прошлого, и характер вдруг играет перед тобой новыми красками. Вот обрывок воспоминания, и открывается новая, неведомая ранее грань мира. Вот неожиданный поступок, и все переворачивается с ног на голову. И с каждой страницей закручивается пружина интриги, сжимая в комок чувства, напряженные в лихорадочном ожидании развязки.
И вишенкой на торте любимые (но вовсе не повторяющиеся) размышления героев/ авторов о развитии, преемственности, природе человека и человечности, сути и сущности homo sapiens. Исследование, препарирование магии и носителей, изучение ее в еще одном варианте, раскрывающем Высокое искусство с новой, ранее не виданной стороны.
Эрго. «Фентези», в исполнении мастера, это не только банальные «мечи и магия». Это проблема и ее решение с помощью арсенала, свойственного лишь данному автору. Это исследование людских душ и поступков, на территории, свободной от запретов нашего мира. Это психология отношений тьмы, света и тени. Не говоря о шикарном языке, мире и героях.
Если мастера зовут Генри Лайон Олди, мы можем быть уверены, что все эти атрибуты на месте. И это хорошо.
P. S. А еще Олди побаловались, разбросав по тексту некоторое количество забавных аллюзий, типа «И вообще, если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше…»
P. S 2. Легкого чтения не ожидайте, «Циклоп» написан зло, жестко, местами даже жестоко, и на детскую/подростковую сказку не походит абсолютно.
Привет! Авторы задолго до выхода книги, проинформировали своих читателей о том, что новый цикл будет написан в традициях творчества Роберта Говарда, это был еще один дополнительный плюс к скорейшему прочтению книги.