Киевлянин, живущий в Москве, и открыто называющий себя «хохлом». Мастер актерского перевоплощения, способный сыграть все что угодно.
Он не был пионером, но хорошо знал историю КПСС. Считает, что актер всегда получает от спектакля больше, чем зрители, не боится старости, и не верит в то, что можно устать от известности. Знает, что такое физический труд, по крайней мере, может поменять лампочку.
Маленький Сережа родился 13 июня 1958 на окраине Киева, в Дарнице (на то время еще дачном поселке). Отец ушел из семьи сразу после его рождения, и воспитанием мальца занималась мама. К сожалению, много времени сыну она уделить не могла, надо было зарабатывать на жизнь, и потому к пригляду за мальчиком привлекали как соседей, так и родственников. Учился Маковецкий хорошо, науке не мешало даже серьезное увлечение спортом, особенно любимым водным поло.
В восьмом классе произошло знакомство Маковецкого с Мельпоменой. Насильственное.
Учительница настояла на исполнении им роли Несчастливцева в школьном спектакле «Лес». Сначала было страшно. Потом понравилось. Да не просто «понравилось», а так, что парень решает связать свою судьбу именно с театром.
Однако путь к славе не оказался устлан розами.
Неудача при поступлении киевский театральный институт имени Карпенко-Карого, и следующий год пришлось посвятить работе в театре имени Леси Украинки.
Не артистом. Монтировщиком декораций.
Затем, по-видимому, обидевшись на киевский ВУЗ, Сергей едет в Москву. Там тоже начиналось далеко не идеально.
Отказ в Государственном институте театрального искусства, знаменитом ГИТИСе, и лишь затем юноше улыбается удача. Сергей поступает в не менее известное театральное училище им. Щукина.
После окончания обучения в 1980, молодой артист принят в театр имени Вахтангова, а через два года состоялся и его полноценный дебют на большом экране. В трехсерийном военном «Взять живым», изрядно приукрашенном рассказе о молодом разведчике.
Начало было положено и продолжение не замедлило воспоследовать. С той поры Маковецкий перемежает театральные работы со съемками двух-трех кинофильмов в год (пусть далеко не сразу на первых ролях).
Припомним самые интересные из них:
«Экипаж машины боевой» (1983), вторая военная лента в фильмографии нашего именинника, прототипом главного героя которой стал реальный танкист, Герой Советского Союза А. Милюков.
«Я, сын трудового народа» (1983), по мотивам одноименной повести Валентина Катаева, воплощенной в весьма интересном фольклорном варианте.
«Полоса препятствий» (1984), с молоденьким Меньшиковым, о пучине сребролюбия, способной погубить самый светлый талант.
«Жизнь Клима Самгина» (1986). Сериал по одноимённому, неоконченному роману М. Горького. Тяжелая, при этом визуально удачная ретроспектива жизни царской России, через призму взгляда «самого пролетарского писателя».
«Мать» (1989), с Инной Чуриковой в главной роли, еще одно пересечение Маковецкого с творчеством Горького.
«Сукины дети» (1990), Леонид Филатова в качестве постановщика, с великолепным созвездием любимых артистов. Картина о бунте актеров, отстаивающих своего режиссера, основанная на реальных событиях вокруг Юрия Любимова и театра на Таганке.
«Ребенок к ноябрю» (1992), история о женщине решившей завести дитя с помощью специальной фирмы, предоставляющей услуги мужчин-осеменителей.
«Троцкий» (1993) — первый в России фильм-биография «Льва революции».
«Макаров» (1993), пожалуй, самый удачный проект из раннего периода творчества Сергея Васильевича, о том, как поэт Макаров покупает при случает пистолет системы своего однофамильца. Призы «Зеленое яблоко-золотой листок», КФ «Киношок», Киноакадемии «Ника».
«Черная вуаль» (1995), дореволюционный детектив об убийстве миллионера Рошкина (в исполнении Абдулова).
«Пьеса для пассажира» (1995), крепкая, но местами недоработанная криминальная драма о мести и последствиях ошибки.
«Он не завязывал шнурки» (1997), мистическая комедия о любви после смерти.
«Про уродов и людей» (1998) Алексея Балабанова, неоднозначная, неординарная и стильная притча о природе человека. Мощнейший отрицательный образ в исполнении Маковецкого.
«Брат-2» (2000), продолжение культового боевика о Даниле Багрове, в исполнении трагично и рано покинувшего этот мир Сергея Бодрова (младшего).
«Неудача Пуаро» (2002), пятисерийная экранизация романа Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» с Константином Райкиным в роли усатого сыщика.
«72 метра» (2004), интересная характерами и отношениями, но чересчур пафосная драма о гибели подлодки, снятая по книге, написанной до трагедии «Курска».
«Гибель Империи» (2005), запоминающийся сериал о крушении Российской империи, показанном через восприятие контрразведчиков.
«С днем рождения, королева!» (2005), забавная комедия о борьбе за наследство лорда Роберта Андестенда.
«12» (2007) Михалкова, ремейк «12 разгневанных мужчин», с шикарными актерскими работами и чересчур, буквально по-американски, разжеванной идеей.
«Ликвидация» (2007), блестящий сериал о борьбе с бандитизмом в послевоенной Одессе. Один из лучших многосерийных проектов 21 века, да и в большом кино с ним сравнятся немногие.
«Поп» (2009), весьма неоднозначно воспринятый рассказ о судьбе священников Псковской православной миссии во время Великой Отечественной войны.
«Утомленные солнцем 2: Предстояние» (2010), провальная попытка Михалкова дважды войти в одну и ту же реку, вернувшись к судьбе репрессированного Котова.
«Дело гастронома № 1» (2011), основанный на реальных событиях 8-серийный фильм о нечистом на руку директоре этого самого гастронома, попавшего «под раздачу» в андроповские времена.
«Петр Первый. Завещание» (2011) Владимира Бортко, о последних годах жизни «великого реформатора».
«Жизнь и судьба» (2012), история талантливого физика-ядерщика, во время войны работающего над созданием атомной бомбы.
В этом году с нетерпением ждем криминальный сериал «Умельцы» и очередную серию мультика про богатырей. Как, вы не знали? Ведь князь Владимир говорит именно голосом нашего сегодняшнего именинника.
Таких актеров, как Маковецкий — единицы. Его работы не забываются. С одинаковым мастерством он играет как инфернальных злодеев, так и практически святых. Причем в первом случае зритель не может сдержать отвращения или ужаса, а во втором отдыхает душой, полностью попадая под влияние света, излучаемого артистом. Все просто, уверен Сергей Васильевич, нужно лишь заглянуть в глубины собственного подсознания, ведь ничего не берется из воздуха.
Харизма. Талант. Мастерство. Обаяние. Великолепная энергетика. Широкая, добрая душа. Возраст «полного расцвета сил».
Это все он, один из лучших актеров нашего времени — Сергей Васильевич Маковецкий.
Версию для «Киноедов» читайте на сайте http://yakinoed.ru/