Он родился на Арбате, не видел своего отца, которого расстреляли в разгар репрессий, а раннее детство провел в ссылке вместе с матерью. По иронии судьбы в 1991 сыграл роль Друга всех детей и физкультурников. Родословную по женской линии ведет со времен Петра I. Больше полувека посвятил одному храму Мельпомены — «Ленкому». Уверен в нашей театральной школе, но сожалеет, что из культуры ушла духовность.
Александр Викторович Збруев родился 31 марта 1938 в Москве. Отца своего он так и не узнал, тот будучи замнаркома связи СССР, попал под безжалостный каток системы, еще до рождения сына. Пять лет в ссылке под славным Рыбинском, и, наконец, милостивое разрешение вернутся в город-герой Москву.
После всех перипетий первых лет жизни, учился мальчишка плохо, любил спорт и подраться. Со временем появилось еще одно увлечение, заслонившее собой все остальное, и оставшееся с ним навсегда. Театр. После школы Збруева ждало училище имени Щукина, а в 1961, после окончания, труппа театра им. Ленинского комсомола — «Ленкома», театра всей жизни Александра Викторовича.
Уже в следующем году состоялся и дебют в кино. «Мой младший брат». Романтичная история о любви, предательстве, поиске себя и взрослении. В свое время фильм считался слабее оригинальной повести Аксенова, но сейчас заставляет, не замечая недостатков, изрядно мучиться ностальгией. А главное, «какие люди в Голливуде!»: Миронов, Даль, Збруев, Ефремов.
Из работ Александра начального периода вспоминается атмосферная драма о буднях артиллерийской батареи в 1944, по повести Бакланова «Пядь земли» (1964). «Военная баллада» «Чистые пруды» (1965), со стихами Беллы Ахмадулиной, которые читает сама поэтесса. Удачный «советский» детектив «Два билета на дневной сеанс» (1966), о молодом сотруднике ОБХСС Алешине (для молодежи: была в Союзе такая контора — Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). «Два билета», кстати, оказались в числе ста пятидесяти самых кассовых за всю историю проката. Военно-приключенческая картина «Где 042?» (1969), в которой Александр, между прочим, играет бежавшего из тюрьмы уголовника. Тот конечно же в пылу войны перекуется, но все равно шаг к расширению репертуара на лицо. Комедия «Опекун» (1970), где Збруев изображает молодого и обаятельного тунеядца, меняющегося под влиянием любви. Продолжение «Двух билетов» «Круг» (1972), где наш старый знакомец Алешин, уже капитан, расследует хищение опиума.
В 1972 году на экраны выходит картина, сделавшая Збруева знаменитым. Четырёхсерийная комедия «Большая перемена», собравшая «весь цвет четырёх поколений актёров», несмотря на некоторую затянутость, и увлеченность разжевыванием мыслей, стала одной из самых любимых советских комедий того периода.
Вторая половина 70-х и 80-е стали для Александра Викторовича, пожалуй, самым плодотворным этапом в карьере.
Ну как можно забыть красного командира Якова Спиридонова из шпионского детектива в антураже гражданской войны «Победитель» (1975). Духовного наследника Алешина, старшего инспектора ОБХСС Сергея Шубникова из «Меня это не касается» (1976), поставленной тем же режиссером Гербертом Раппапортом, о массовых хищениях на предприятиях. Начальника участка Алексея Крылова в «Таких же, как мы!» (1980), о строительстве БАМа в 1975 году. Штурмана с «Альбатроса» Юрия Фастова, в шпионском приключении «Кольцо из Амстердама» (1981). Лилипута Рельба из «Дома, который построил Свифт» (1982), пронзительной, щемящей, грустной, берущей за душу истории, о человеке, чуть больше остальных предрасположенном к разуму, в постановке великолепного Марка Захарова, параллельно руководителе «Ленкома». Лейтенанта-артиллериста Сергея Громова из «У опасной черты» (1983), военном приключении об испытании немцами химического оружия. Актера Олега Зуева в «Успехе» (1984), рассказе о прибытии в провинциальный театр молодого дерзкого режиссера из столицы, поднимающий тему цены этого самого «успеха». Капитана Бориса Ермакова в четырехсерийном «Батальоны просят огня» (1985). Одной из лучших картин о войне за всю историю Союза, рассказывающей о форсировании Днепра в 1943-м. Ленте с шикарными актерскими работами, довольно глубокими идеями, адекватной атмосферой, мощными батальными сценами, пониманием сути войны. Войны, как грязной, утомительной, кровавой работы, которую за тебя не выполнит никто. Валентина Спиридонова из «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986), картине о влиянии Любви. Игоря Белова в «Автопортрете неизвестного» (1988), иносказательной притче о кризисе среднего возраста. Учёного Фридрихсена, в страшной своей безжалостной правдивостью истории о худших человеческих качествах «Убить дракона» (1988) Марка Захарова, по мотивам пьесы Шварца. Помните: «Он у нас такой. Строгий. Но справедливый».
Из работ Збруева в последние два десятилетия стоит отметить Сталина из «Ближнего круга» (1991). Александра Аларина в «Желании любви» (1993), по мотивам повести Куприна. Евгения Тимошина в мелодраме «Ты у меня одна» (1993), приз жюри Большого конкурса РКФ «Кинотавр-93 «За лучшую мужскую роль». Владимира Белецкого из «Маэстро вора» (1994), истории об интеллигенте с отмычкой. Эксцентричного миллионера Константина Смирнова из комедии «Всё будет хорошо!» (1995). Владимира Берёзкина из новогодней сказки «Бедная Саша» (1997), приз за лучшую мужскую роль на Кинотавре-98. Сергея Анатольевича из «Северного сияния» (2001), атмосферной, но наивной мелодрамы о поиске себя. Обер-прокурора, графа Ягужинского в фильме-спектакле «Шут Балакирев» (2002), по последней пьесе Григория Горина. Вадима Ершова в мистическом триллере «Коже саламандры» (2004).
Крайней на сегодня ролью Александра Викторовича стал Леонид Гаев в фильме-спектакле «Вишневый сад» (2011) по мотивам произведения Чехова. В нем «ленкомовцы» предприняли попытку «стереть штампы и извлечь жанр, обозначенный автором — «комедия».
За все эти годы Збруев также создал множество интересных образов на театральных подмостках. Пробовал себя в качестве преподавателя и бизнесмена. Но сцена не отпускала. Наверное, потому, что «человек искусства» — это навсегда.
Он никогда не ходил в любимчиках у режиссеров, зато его обожал зритель. Он до сих пор, несмотря на полувековой стаж, счастлив играть в «Ленкоме», а заходя в театр, будто попадает на другую планету. С пиететом относится к классической драматургии, и считает, что своей «главной» роли еще не сыграл. Зато подарил кино и театру немало запоминающихся персонажей. Пожелаем ему в канун юбилея, достигнуть своей актерской и человеческой мечты.
А нам, еще не раз увидеть на экране и на сцене этого великолепного артиста. Александра Збруева.
Актёр, о котором нам поведал ( как всегда очень интересно) автор статьи, во всех ролях очень естественен, органичен; живое лицо , обескураживающая улыбка … Жаль, что из названных работ знаю не так много. Но можно ведь наверстать упущенное ?!! Спасибо за предоставленную возможность)))