Жизнь Пи (Life of Pi), 2012 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruБожественная Одиссея или «Дом, в котором есть место для множества комнат»

Писин Молитор Патель (названный родителями в честь французского бассейна Piscine Molitor) всегда находился с Богом в довольно близких отношениях. Сперва он познакомился с Ним через индуизм. Затем через христианство. И мусульманство. В каждой религии юный Пи находил для себя что-то интересное. И искренне недоумевал, почему нельзя исповедовать все вероучения сразу. Но в один не очень прекрасный день отец преподал Писину урок. Показав ребенку, воспринимающему мир с непосредственным восторгом, что не все так просто, как кажется в детстве. Оставив на его сердце шрам. После этого мир утратил часть своего очарования, а жизнь потеряла смысл. Шли годы, и, казалось, Бог забыл маленького мальчика, уже ставшего юношей, некогда так просто определившего сущность веры. Но однажды отец Пи, владелец местного зоопарка, решил перебраться в Канаду, где начать все заново. Они погрузили животных на японское грузовое судно и отправились в путешествие. Путешествие, ставшее для Писина Молитора Пателя величайшим испытанием в его жизни.

Роман канадского писателя Янна Мартела «Жизнь Пи» не только получил Букеровскую премию в 2002 году, но и стал бестселлером, как на родине автора, так а и во многих странах мира. Права на притчу о пути, Боге, вере и силе человеческого духа, поданную в яркой обертке смертельно опасного путешествия, были приобретены студией Fox 2000 еще в 2004 году. На должности режиссера картины побывали М. Найт Шьямалан, Альфонсо Куарон и Жан-Пьер Жёне. Однако никто из них по разным причинам на этом стуле не усидел. В 2009 году постановку картины возглавил Энг Ли, создатель «Горбатой горы», «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и одного из многочисленных «Халков». Бюджет ленты составил 120 лимонов (очень уж много денег предстояло вложить в спецэффекты). Главного героя выбирали из трех тысяч претендентов, и в результате им стал 17-летний Сурадж Шарма, который изначально вовсе не собирался учувствовать в кастинге, появившись там за компанию со старшим братом. Основные съемки проходили в бассейне длиной 70, шириной 30, глубиной почти 3 метра, вмещавшем 2500 тонн воды, а над доработкой трудились художники двух студий визуальных эффектов, применявшие новейшие методы симуляции водной поверхности. А уж сколько возни было с животными! К примеру, живой тигр появляется только в 10% фильма, в остальном мы видим его трёхмерную анимированную модель. В общем, компьютерщики поработали на славу. Теперь давайте разберемся, получилось ли у режиссера употребить их достижения в мирных целях.

В самом начале картины мы видим Писина Молитора Пателя уже взрослым, и с ходу понятно, что все проблемы, вставшие перед ним, он успешно разрешил. Но тут же нас интригуют обещанием рассказать историю, услышав (в нашем случае увидев) которую «поверишь в бога». В этом есть свои достоинства и недостатки. Достоинства такого подхода очевидны – ожидание чуда. Недостатки тоже – если уровень чуда будет недостаточным – зритель обманется в своих надеждах и уйдет разочарованным. Все-таки «поверить в бога» — это вам не фунт изюму. К слову, высшими силами, поисками Бога, духовными исканиями фильм буквально пронизан. Сперва воспринимается как перебор, но потом вспоминаешь, что Индия все таки эзотерический центр мира, и становится полегче.

Рассказ, начинающийся в наше время как беседа Пи с писателем, частенько перемежается флешбэками, а минут через 40 уже полностью переносит зрителя в прошлое.

В сущности, историю Писина можно сравнить с историей человечества. Оно также в младенчестве смотрело широко раскрытыми глазами на высшие силы, в лице своих лучших представителей не видя разницы между Аллахом, Вишну и Иисусом. Но потом, по-видимому, тоже нашелся некто взрослый, испортивший ребенка, и показавший мальчику, вполне способному мирно сосуществовать со зверем, что дикое животное все равно остается животным, и не сможет стать тебе другом.

Итак, наш герой теряет смысл жизни. И чтобы его обрести, требуется испытание (причем инициатором его выступает отнюдь не сам юноша). А что может быть лучшим испытанием, чем путешествие? И где кроме моря (еще отчасти джунглей или тайги) человек может, отбросив шелуху общества и не испытывая влияния социума, разобраться в себе и найти утраченное?

Но Пи ждет не просто путешествие «на выживание» типа «Затерянных в океане» Майн Рида. Его ждет духовный путь, личная «Одиссея», пройдя который он станет полноценной, гармоничной личностью, вернувшей детское «очарованное» восприятие мира, усиленное взрослым знанием и пониманием.

Во время этого пути Писин (а с ним заодно и внимательный зритель) подтвердит для себя (или откроет заново) множество идей, мыслей и концепций. Каких? Обо всех рассказывать нет смысла, но несколько вполне можно упомянуть:

— Никогда не сдавайся.

— Как бы тебе не было одиноко, ты не один.

— Дорогу осилит идущий. Никогда не прекращай движения и развития.

— Даже безопасная на первый взгляд гавань, может оказаться смертельной ловушкой.

— Хотя животная часть и не станет тебе другом, вполне можно ее усмирить, и научится с ней взаимодействовать.

Вроде ничего сверх оригинального или неизвестного. Но ведь, правда. Что в очередной раз и подтверждает это «путешествие длиной в жизнь».

Что забавно, весь фильм мы думаем, что видим всего лишь приключение (а все разговоры о Боге можно списать на чрезмерную впечатлительность героя), но в последние десять минут выясняется, что нам показывают притчу (повествование в иносказательной форме, заключающее в себе премудрость). После этого нам открывается еще один пласт. И все увиденное приобретает дополнительный смысл, оттенки, грани.

Правда, на вновь открывшиеся обстоятельства, при сильном желании, можно вполне не обращать внимания. Типа к чему эти глупые философствования? И увидеть лишь приключалку с красивыми спецэффектами. Но это уже ваш выбор.

Причем, похоже, режиссер специально сделал многопластовость своего детища столь ненавязчивой. Из серии «не хотите, не надо». Зато посмотрите, какой у меня тигр! А море! (если судить по сборам (600 миллионов) подход себя оправдал).

Ничего не скажешь – море классное. Вот тигр иногда подводит. Очень уж от него компьютером временами веет. А в другом моменте – как живой. Вообще картинка красивая. Сочная. Яркая. Некоторые кадры просто загляденье. Пир для глаз.

Вот только обошлись почти без акул. Как так, фильм про океан, и без акул. Непорядок.

Главный герой вполне адекватен. Как там говорил сам Энг Ли: «непрофессиональная естественность»? Пожалуй, да. В принципе, фильм не актерский, так что и говорить тут особо не о чем.

Что не понравилось. Несмотря на кажущуюся оптимистичность, лента довольно тяжелая. И местами весьма спорная.

В завершение вопрос. А ничего, что для того, чтобы один сосунок узнал: «прочна ли его вера», на дно морское отправились несколько сотен человек? Причем не только подлецов и уродов вроде французо-русского кока-Депардье,  а и вполне адекватных субъектов типа семьи Писина или веселого буддиста? Причем Пи не стал ни пророком, ни папой римским, ни даже имамом. А всего лишь простым гармоничным профессором? Не логичнее было бы устроить испытание без смертоубийства остальных? Или «я вас два года собирал»?

Эрго. Неординарный, многоплановый, сочный и красочный фильм, пожалуй, все же переоцененный киноакадемиками. Все-таки «Облачный атлас», не говоря об чисто постановочной «Операции Арго» заслужили Оскара за режиссуру однозначно поболе. Да и пересмотреть их тянет. В отличии от «Жизни Пи».

Режиссер: Энг Ли

В ролях: Сурадж Шарма, Ирфан Кхан, Табу, Рейф Сполл, Жерар Депардье, Аюш Тандон, Гаутам Белур, Адиль Хуссэйн, Аян Кхан, Мохд Аббас Халили, Вибиш Шивакумар, Джеймс Саито, Джан Наито, Андреа Ди Стефано, Шраванти Сайнат, Эли Алуф, Падмини Рамачандран, Т.М. Картик Сринивасан, Амарендран Раманан, Хари Мина Бала, Бо-Чи Ван, Ко И-Чен, Дзян-вэй Хуан, Рави Натесан

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.