Язон без аргонавтов, или Восток, дело тонкое
Иран. Наследник гордой Персидской империи. Страна, которой повезло, и нет, одновременно. Ее везение заключалось в богатых нефтяных месторождениях. Невезение в том, что в нефти нуждалась родина демократии – империя Соединенных Штатов Америки.
Посему ничего удивительного в перевороте 1953 года, возведшем на престол проамериканского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, не было. Удивительнее было бы отсутствие такого переворота.
Шли годы, наступил 1979. Время иранской революции. Меняли прямо скажем, шило на мыло. Но суть не в этом. Суть в том, что свергнутый шах нашел убежище именно в Америке. Которая никоим образом не собиралась выдавать его Ирану. Что вполне логично. Он в мире не один такой. Проамериканский. И всем им полагалось знать – США своих ставленников не бросает. Хоть тушкой, хоть чучелком – убежище вам будет.
4 ноября 1979. Толпа захватывает американское посольство в Тегеране. Больше 50 дипломатов оказываются в заложниках. Они пробудут в плену 444 дня.
Но 6 сотрудникам удалось улизнуть из разгромленного посольства. Они находят убежище у канадского посла.
В ЦРУ начинают разрабатывать операцию по их спасению. За дело берется Тони Мендес (Аффлек), эксперт по вопросам эксфильтрации. Ему в голову приходит дерзкий и безумный план, выдать дипломатов за канадскую съемочную группу, приехавшую в Иран для работы над фантастическим фильмом.
А тем временем в секретных службах Ирана узнают о том, что часть сотрудников смогла покинуть посольство. И вот-вот получат их фотографии.
41-летний Бенджамин Гиза Аффлек-Болдт (нам больше известный как Бен Аффлек) никогда не считался выдающимся актером. Единственный свой Оскар он получил не за лицедейские достижения, а за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг» (совместно с Мэттом Дэймоном), зато «Золотых малин» за собственные актерские шедевры у него аж 3. Плюс две номинации на это жутко почетное отличие. По видимому со временем Бен понял, что так дело не пойдет, и решил параллельно заняться постановкой кино. При этом, упорно не забывая выдавать себе любимому главные роли.
Его проба пера в режиссуре «Прощай, детка, прощай» с ходу получила премию Национального совета кинокритиков США за лучший режиссерский дебют. Скажу прямо, меня картина абсолютно не впечатлила. Зато вторая его работа «Город воров» откровенно порадовала. Возможно благодаря великолепному Джереми Реннеру, номинированному на Оскар. Ему, правда, не повезло, как тому Криштиано Рональдо с Месси. Ведь в том же году гениальную роль выдал Бэйл в «Бойце», и Оскар уплыл к нему.
И вот третий фильм Аффлека — режиссера. Политический триллеро-детектив о захвате американских заложников в Тегеране. Поставленный по произошедшим в действительности событиям, и насколько можно судить, не будучи специалистом в иранской истории, довольно близко к реальности (что большая редкость в кинематографе).
Картина напоминает поездку на американских горках. Начинаясь с пикового, взрывного действия, продолжается впадиной волны – напряженной внутренней работой спасателей и поимщиков, с редкими всплесками происходящего во внешнем мире. Чтобы в последние полчаса соединить внутренний и внешний саспенс для убойного удара по зрителю. И сделано это скажу вам честно, абсолютно мастерски. Градус напряжения и динамики фактически во время всего фильма поддерживается просто фантастический. При этом ни один из главных героев не то, что ни разу не выстрелил, а не было даже намека на силовые действия с их стороны!
Единственное, что вызывало сперва удивление, а после и раздражение – это реакция одного из беглецов на предложение Мендеса. Такое впечатление, что у него вагон вариантов, сидит, блин, харчами перебирает.
Вот мы постепенно подобрались к слабости Argo. Актерские работы. Они не то чтобы паршивые, скорее из серии «ничего особенного». Вроде все на месте, но чего-то не хватает. Кого стоит отметить, так это голливудских киношников. Гримёра Джона Чемберса (Гудмен) и особенно продюсера Лестера Сигела (Аркин) – единственная актерская номинация на Оскар – «Лучшая мужская роль второго плана». А если бы удалось собрать более мощный актерский состав? (На роль Мендеса, кстати, планировался Брэд Питт, но не срослось).
Что порадовало — неоднозначность подачи материала. Картина показывает Америку как государство, в весьма неприглядном свете. При этом – весьма сильны патриотичные нотки.
Любое государство — машина насилия, при действиях которого страдают чаще всего маленькие люди, а верхушка чаще всего выкрутится. Да, держава – отстой, но везде есть хорошие парни, которые выручат, помогут, спасут, жертвуя своей карьерой, а зачастую и жизнью.
При столкновении двух систем (уицраоров по Андрееву), страдают обычные люди. Но что поделать, такова жизнь. А в ней всегда есть место пусть небольшому, но подвигу.
Иранцы, с одной стороны, поданы в довольно непрезентабельном виде. Бушующие толпы, выплескивающаяся через край ненависть, трупы на улицах, расстрелы во дворах. С другой стороны уже начальные кадры объясняют происходящее. Четверть века копился яд по отношению к родине демократии. По ее вине. Из-за ее жадности, презрительного высокомерия, желания взять все даром. И, наконец, выплеснулся. Как во время любой революции безжалостно и беспощадно. А иранцы? А что иранцы, они люди и ничто человеческое им не чуждо. Кстати, по словам иранского режиссёра Атоалла Салманяна, намеренного снять патриотический фильм в ответ на картину Аффлека, «Арго» вызвал сильное негодование среди правящих кругов страны. Это они зря, ничего особо антииранского в «Операции «Арго» нет и близко.
Стоит отметить и отношение Аффлека к ЦРУ. Есть начальство, витающее в эмпиреях абстрактных высших интересов страны, не предполагающих ни малейшего человеческого отношения даже к своим гражданам, а есть простые сотрудники, вполне адекватно реагирующие на подлость, несправедливость, ложь (точнее, так как должны реагировать на эту грязь нормальные люди). И этим оставляющие надежду, что в этой стране все еще наладится.
Кстати, военная операция «Орлиный коготь», по освобождению заложников в посольстве, талантливо провалилась, толком даже не начавшись, оставив после себя девять трупов и кучу побитой техники. Еще раз показав, что далеко не все в порядке в «датському князивстви».
Не обошлось без ложки дегтя и в сценарном отношении. Дело вовсе не в многочисленных анахронизмах. Огорчило другое. Шаблоны. Опять никто никому не оторвал голову за неисполнение приказов. И огромный американский флаг торжественно заполоскался в проеме двери. И жутко трогательное воссоединение семьи. Жаль только малыш не узнает о героизме папочки.
Эрго. Весьма сильная, неординарная картина, мастерски держащая зрителя в напряжении без помощи «ломового» экшена, подпорченная средними актерскими работами (пора Аффлеку понять, что кроме него в мире есть еще артисты), и некоторыми штампами.
P. S. Сценарий для фильма-прикрытия сделан на основе из так и не снятого «Бога света» (Lord of Light) Роджера Желязны, великолепного романа великого фантаста.
Режиссер: Бен Аффлек
В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Алан Аркин, Джон Гудмен, Виктор Гарбер, Тейт Донован, Клеа ДюВалл, Скут МакНэйри, Рори Кокрейн, Кристофер Денхам
Ну так все-таки чего же не хватает в актерских работах? (если не считать самого Аффлека)? Чтобы актеры больше боялись и истерили? Мне всего было достаточно, внутреннее напряжение выходило наружу в паре сцен между парами дипломатов. При том, что на полку с шедеврами фильм я бы не поставила совсем по другой причине (не из-за актерской игры) — рассказанная история ведь очень проста, если не сказать заштампована. Есть суперсекретный суперагент, спасающий драгоценных граждан великой америки из лап дикарей в ходе суперсекретной супероперации. Все. И флер того, что она основана на реальных событиях добавляет ей всего несколько очков. Силен фильм все же постановкой, режиссурой, монтажем и работой гримеров и декораторов. Хочу теперь историю от Аффлека, которую бы можно было бы пересматривать много раз, поднимающую вопросы, над которыми можно размышлять и которые можно долго и со вкусом обсуждать 🙂
Насчет ролей — в том то и разница между хорошим актером и посредственностью — хороший поднимет градус этого самого напряжения до самых облаков (причем без особых истерик), посредственный — аккуратно отыграет поставленную задачу (что и сделали лицедеи в «Арго»). То, что история простая — факт, но во-первых много лент похвастаются таким напряжением, без привлечения пиф-пафа и ой-ой-ойа? И второй плюс за неоднозначность подачи Америки как государства.
Еще один факт — липовая кинокомпания за время работы получила больше 20 сценариев, один из них от Спилберга.
Для меня этот фильм внезапно оказался лучшим фильмом за последние несколько лет. По крайней мере, по эмоциональному воздействию. Если обычно я нахожусь по эту сторону экрана и смотрю историю, то в данном случае я с первых и до последних минут находилась в огромном напряжении и в конце была готова прыгать и обниматся вместе со всеми. А после фильма в 2 часа ночи выброс адреналина еще долго не давал уснуть. Это еще более удивительно, потому что сюжет-то довольно простой, но фильм не отпускает, несмотря на то, что там действительно никто никого не гоняет, не стреляет, не режет и т. д.
Позволю себе не согласиться насчет актерских работ. Самые великолепные персонажи для меня — конечно, доблестные работники Голливуда. Гудмен и Аркин — прелести, сцена, в которой в конторе звонит телефон, а продюсер не может подойти, потому что там снимают фильм — чудесна. Приятный посол Канады (хорошая работа Виктора Гарбера). Работники посольства тут не прописаны, и мне кажется, что намерено, с целью показать некое испуганное стадо, которое Тони Мендез должен спасти, в котором, как и в любом стаде, хоть одна глупая овца, но бежит не туда. При этом хорошие актерские работы, которым веришь, за которых переживаешь. Говорят (с), что актеры жаловались, что Бен закрыл их на несколько дней в доме, с обстановкой 70-х и отобрал телефоны перед съемкой.
Ну с самим Беном все печальнее. Ну немного деревянный, но борозды ж не портит, и смотреть на него приятно. Очень он импозантен в антураже 70-х. Хотя да, позвал бы лучше брата, а сам спокойно рулил в режисерском кресле.
А вообще приятно и удивительно наблюдать, как из симпатичненького деревянненького мальчика вырастает красивый классный режисер.
Кроме кучки второстепенных наград «Арго» уже успел получить 3 Золотых Глобуса (в том числе за лучший фильм и режиссуру!), а Бен получил приз гильдии режисеров, которые чуть раньше почему-то зарубили его номинацию на Оскар. В общем, так держать, Бен! )
А теперь представте себе при таком великолепном напряжении и сопереживании еще и действительно хороших актеров. Мог получиться шедевр на века. А как режиссер Аффлек маладца, не поспоришь.