Он называет себя не итальянцем, а флорентийцем. Учился на художника, а во время второй мировой ушел в партизаны. Работал с Лукино Висконти, Витторио де Сика и Роберто Росселлини. Любит мужчин больше чем женщин. Обожает классику, оперу, и переносить их на экран. У него две номинации на «Оскар», пять премий Давида ди Донателло, две «Эмми», BAFTA.
Родился Джанфранко 12 февраля 1923 года во Флоренции. Мать, Аделаида (которая, кстати, не была замужем за отцом Отторино), умерла, когда мальчику исполнилось всего шесть, и его воспитательницей становится англичанка (отсюда, может, берет начало увлечение Великим Бардом).
Затем пришло время Академии изящных искусств и Флорентийского университета. Обучение прервала лишь вторая мировая.
После окончания всемирной бойни Франко возвращается к учебе, уделяя все больше внимания театру.
Вскоре происходит встреча, имевшая огромное значение для молодого Дзеффирелли. Его знакомят с самим Лукино Висконти. И тот берет пацана к себе помрежем! Это была неслыханная удача, такой школы, ему, пожалуй, не дал бы больше никто.
Под крылом Висконти Джанфранко не только сыграл в «Преступлении и наказании», не только учился режиссуре, он также занимался декорациями и костюмами для различных спектаклей метра. И достиг в этом таких успехов, что знаменитая «Ла Скала» пригласил художника сделать декорации для «Золушки» Россини. Не вопрос, ответил 30-летний Дзеффирелли, только я, пожалуй, и за режиссуру возьмусь. Офанаревшие от такой простоты работодатели не нашли что возразить.
Оказалось новичок знал что делал. «Золушку» ждал успех. К концу 50-х Франко становится известным оперным режиссером. Ла Скала. «Ковент-Гарден». Метрополитен-опера. Представить их без опер, поставленных Дзеффирелли, становится невозможным.
В кинематографе Джанфранко дебютировал в 1957 милой комедией «Кемпинг». Дальше были несколько работ для телевидения, и лишь через 10 лет зритель увидел его следующий фильм. «Укрощение строптивой» с великолепными Элизабет Тэйлор и Ричардом Бёртоном (первая экранизация Шекспира в исполнении Дзеффирелли. Далеко не последняя).
В следующем году мир узрел экранизацию «Ромео и Джульетты», до сих пор многими почитаемую классической. Атмосферная, романтическая, чувственная, с искрящимися жизнью молодыми актерами. По опросу зрителей СССР «Ромео и Джульетта» был назван лучшим фильмом года, заняв 79-е место по посещаемости среди зарубежных фильмов, а Оливия Хасси получила приз зрительских симпатий. Кстати, эта версия шекспировской трагедии стала первой в кино, где исполнители главных ролей были по возрасту близки героям пьесы.
Кроме классики в своем творчестве Франко всегда уделял много внимания религии. 1972 – «Брат Солнце, сестра Луна», рассказ о молодости Святого Франциска, явно перекликающийся с актуальными на тот момент идеями хиппи. 1977 – официально заказанный Ватиканом шестичасовой сериал «Иисус из Назарета». Масштабный, красивый, с шикарной главной ролью Роберта Пауэлла.
1979 – «Чемпион», спортивная драма, снятая в Штатах, с неплохими сборами и неоднозначной реакцией критики.
Из картин снятых режиссером в 80- х, можно упомянуть «Бесконечную любовь» (1981), называемую недоброжелателями облегчённой и осовремененной американской версией «Ромео и Джульетты». Целую россыпь фильмов-опер: «Травиата», «Паяцы», «Сельская честь», «Отелло» с Пласидо Доминго. И «Молодого Тосканини» (1988), о начале пути знаменитого итальянского дирижёра Артуро Тосканини, весьма прохладно встреченного на Венецианском кинофестивале.
В 1990 на свет появляется «Гамлет», с Мэлом Гибсоном в главной роли. Равнодушных, по моему не было. Часть зрителей с восторгом восприняла новую версию принца Датского, восхищаясь игрой Гибсона и режиссерскими находками. Часть исходила ядом по поводу переигрывания, гримасничанья Мэла и издевательства над Шекспиром. Как бы то ни было 20 с лишним лимонов сборов, две номинации на Оскар (лучшие декорации, лучшие костюмы), номинация на BAFTA, премия Давида ди Донателло. 1993 – романтическая мелодрама «Воробей» по роману Джованни Верга, затрагивающая вопросы, веры, любви и религии. 1996 – «Джейн Эйр», пятая по счету экранизация книги Шарлотты Бронте, довольно неоднозначно воспринятая в среде поклонников романа. 1999 – «Чай с Муссолини», картина с автобиографическими нотками, рассказывающая о детстве и зрелости фашизма, его влиянии на страну, показанная через восприятие пожилых британских леди, живущих во Флоренции.
Крайней (как говорят суеверные военные) на сегодня кинематографической работой Дзеффирелли, стала «Каллас навсегда» (2002), рассказ о закате жизни известной оперной певицы Марии Каллас.
Сейчас Джанфранко отошел от кино, переключившись на живопись, продолжив заниматься оперными постановками. Оно и логично, не мальчик, чай. Но пока он с нами, остается надежда в один прекрасный день увидеть его имя под новым, как всегда неординарным фильмом.
Один из последних классиков, еще не покинувших бренную землю. Один из лучших оперных режиссеров всего мира. Ученик великого Висконти. Кто-то морщит нос, обвиняя его постановки в излишней, неоправданной роскоши. Кто-то восхищается искрометными, яркими работами, не в силах оторваться от костюмированного фейерверка на сцене или экране. Ясно одно. Пока такие люди живут рядом с нами, связь с великими (теми, на чьих плечах мы стоим) не станет чем-то эфемерным, известным лишь по книгам. И мир останется чуточку краше, ярче, веселее.