Джордж Мартин «Игра престолов». — М.: АСТ, 2001 г. Серия: Золотая серия фэнтези (Первый роман эпопеи «Песнь Льда и Пламени»)
Чемпионат мира для Великих Домов или кровавые шахматы
«Бескрайни просторы Вестероса. Высоки, густы его леса. Глубоки, полны рыбой реки. Тучны, неисчислимы стада. Пышны, обильны нивы и пажити. Прекрасны, мудры девы и женщины. Мощны, неприступны стены замков. Крепки, полны отваги лорды и рыцари.
Но ни крепость, ни отвага, ни стены, ни армии не смогли стать преградой Таргариенам.
Слабо было войско Эйгона Завоевателя, и не с его помощью воцарился он на нашей земле. Впереди армии неслись ужас, страх и смерть. Балерион, Вхагар и Мираксес. Три величайших дракона, названных именами богов, сокрушили семь королевств, и на долгие три века пламя и кровь поселились в Вестеросе.
Но годы шли, драконы мельчали, а затем вовсе вымерли. И тогда наш король Роберт, и твой отец, благослови его Старые Боги, свергли Безумного Эйриса, и наступил мир, благоденствие, и Лето длится…
Спишь, маленький лорд? Спи, спи. Пока есть время. Ведь Зима близко…»
Казалось, что Лето действительно продлится еще многие годы. И растолстел, спиваясь, бывший великий воин Роберт Баратеон, свергнувший династию Таргариенов. Погряз в долгах, распутстве и роскоши королевский двор. Сшибались в потешных схватках молодые «летние» рыцари, не ведавшие настоящих сражений. Обезлюднел и ослабел Ночной Дозор, единственная преграда между людьми и Иными. Плели свои интриги великие лорды, как черные пауки, опутывая всю страну сетью обмана, лжи и предательства. В вечной игре власть имущих.
В Игре престолов.
Джордж Р.Р. Мартин (обратите внимание, тоже Дж. Р. Р.) за свои 65 лет успел позаниматься многим. Получить степени бакалавра и магистра по журналистике. Пописать для любительских фэн-журналов. Организовать немало шахматных турниров. Поработать в Голливуде (сценаристом, редактором, продюсером). Разочароваться в фентези, а затем начать один из лучших фентезийных циклов нашего времени. Заработать больше 20 литературных премий и наград. Стать одним из самых известных писателей в мире.
И это все благодаря «Песне Льда и Пламени»
Что же такого скрыто под обложкой с фамилией «Мартин», что заставляет сотни тысяч людей со всех уголков земного шара, с лихорадочным нетерпением ожидать нового тома саги, тем временем перечитывая в очередной раз хорошо знакомые тексты?
Рассказ об истории Вестероса, так напоминающего средневековую Англию, начинается с магической затравки (кстати, намекающей сразу, что легко персонажам не будет), интригующей читателя, обещающей волшебное продолжение. Ожидать его придется долго. Так как дальше повествование пойдет сугубо приземленное. (Тот же прием встречается у Веры Камши, называемой, кстати, «Мартином, пишущем об Эпохе Возрождения»).
Владыка королевства, 15 лет назад свергнувший старую династию, ускоренными темпами спивается, абсолютно не интересуясь управлением страной.
Великие лорды, стремятся лишь к усилению своей власти, и уменьшению власти короля и соперников.
Желание лордов поменьше к автономии и полному контролю над своими поместьями и доходами.
Не до конца устраненная угроза, исходящая от прежних властителей Вестероса.
Не правда ли, хорошо знакомая по учебникам истории картина?
Но Мартину удается не сорваться в изложение сухого исторического научпопа. Он создает мир: прекрасный, кровавый, суровый, многогранный, местами подлый, местами возвышенный, одним словом настолько же живой, как наш, но не растерявший свою магию. В этом, по-моему, и заключается первая причина притягательности «Песни Льда и Пламени». Узнавание, щедро замешанное на ожидании чудес (пусть смертельных). Убойный коктейль. Кстати, смешение жанров, в последнее время модно не только в литературе, но и в кино (пожалуй, и в других видах искусства тоже).
В первом томе саги ожидаемых чудес мы практически не увидим. Так, намеки. Но даже этими намеками автору удается намертво заманить читателя, очертить угрозу, намекнуть на опасность, ожидающую героев дальше.
В полной мере на авторский замысел работает мир Вестероса. Он серьезно отличается от нашей земли климатически. Времена года в нем меняются абсолютно непредсказуемо. Собственно их всего два: Лето и Зима. Каждое из которых может длиться от астрономического года до 10. Согласитесь, десять лет лютых морозов со снегопадами – это концептуально.
А ведь есть еще крайний Север, отделенный от населенных земель Стеной, охраняемой Ночным Дозором. И они свой хлеб едят не зря. Ведь за Стеной водится много всякого, крайне недружелюбного к человеку. От лютоволков до Белых Ходоков.
Мир Мартина жесток и опасен (пожалуй, по жесткости, он вполне сравним с крайне недружелюбным миром «Ведьмака» Сапковского). Как любой другой средневековый мир, где жизнь человека не особо большая ценность. И даже высокое рождение не убережет тебя от опасностей в эпоху перемен.
Мир Мартина романтичен и наивен. Как любой другой средневековый мир, где люди еще не испорчены иллюзорным технологическим всезнанием, где легенды могут ожить в любой момент, а сомневаться в наличии Богов никому и не придет в голову.
Кстати, вольное обращение с героями является еще одной особенностью автора. Ни один из них не гарантирован от глупой смерти в любой момент. Есть правда персонажи, вероятность гибели которых крайне невелика, но их от силы пара человек на огромное море действующих лиц. Сравните со стандартными фентезийными романами, герои которых неубиваемы даже с помощью тяжелых танков.
Второй причиной успеха саги я бы назвал стилистику изложения. Джордж пишет от третьего лица, с помощью ПОВ – персонажей (Point of view (англ., «точка зрения»). Мы не смотрим на происходящее с небес, с точки зрения автора-бога. В каждой главе информация подается через призму героя-ПОВа. Преломляясь через его восприятие, мысли, желания, возможности, создавая калейдоскоп, постоянно поддерживающий интригу и желание узнать, что будет дальше. ПОВов обычно немного: от 8 до 14. Но количество тех, с кем они контактируют – крайне велико. Все эти встречи, отношения, привязанности, ненависти сплетаются в один тугой клубок, формируя то, что называется Жизнью. Жизнью, оторваться от которой практически невозможно.
А проживают эту самую жизнь полнокровные, полные энергии персонажи, среди которых практически нет однотонных (Мартин: «В реальной жизни самый сложный аспект сражения между добром и злом заключается в определении того, где что»). Есть обычные люди. Когда хорошие, когда плохие, когда любящие, когда завистливые. Когда подлые, когда благородные.
Как в жизни.
Эддар Старк – олицетворение рыцарского Севера. Человек, не переваривающий интриг, сторонящийся их. Вождь, в изначальном понимании этого слова. Человек чести. Осколок прошлого. Сейчас таких уже не делают.
Джон Старк. Молодой бастард Эддара, ставший братом Ночного Дозора. Порывистый, норовистый, харизматичный. Юноша, подающий большие надежды.
Роберт Баратеон. Воин. Бабник. Пьяница. Боец, но не король. Человек, свергнувший Таргариенов, но абсолютно не приспособленный для управления страной.
Тирион Ланистер. Карлик, всю жизнь оттачивающий свое единственное оружие – мозг (идейный брат Майлза Форкосигана). Циничный, веселый, опасный, беззащитный.
Дейенерис Таргариен. Молоденькая девчонка, познавшая сперва великое счастье, затем великое горе и великую ненависть. Та, кто может изменить устоявшийся мир.
Каждый вселенная. Каждый интересен, многогранен, притягателен. А это всего лишь некоторые из тех, с кем вы столкнетесь на страницах книги. Тех, кто станет вашими близкими друзьями (или ненавистными врагами, ведь далеко не все проявляют свои лучшие качества, скорее наоборот) на долгое время.
Есть в саге Мартина один серьезный недостаток. Она не закончена. И даже еще не приближается к окончанию. Вместо изначально задуманной трилогии мы уже имеем «Игру престолов», «Битву королей», «Бурю мечей», «Пир стервятников» и вышедший в прошлом году «Танец с драконами». Запланировано еще минимум 2 тома. Если учесть, что между написанием третьего и пятого прошло 11 лет, продолжение мы увидим нескоро.
А ведь Мартин уже не мальчик, дай ему бог здоровья (хорошо, что его зовут не Роберт). Остается только пожелать, чтобы все метеориты облетали Джорджа стороной, а мы поскорее узнали, что там дальше.
Эрго. Одна из лучших фентезийных саг нашего времени. Тем, кто ждет от фентези сказки, перед прочтением серьезно подумать. Сказка Мартина довольно страшная. Как и жизнь.
P.S. Кстати, сериал HBO вполне адекватно передает атмосферу Вестероса. Даже удивительно как-то.
Я сама недавно подсела на эту сагу с большой буквы. То что автор копирует другие произведения- не могу согласиться не читала других….так что для таких как я эта история уникальна. Соглашусь с рецензией — герои потрясающи, а сами книги интересны своей непредсказуемостью))) Взять к примеру Кейтлин. Сколько ошибок она сделала- не так уж мало (и я только дочитываю Бурю мечей) , а сколько последствий привело. И если бы герои были бы неубиваемы, сага должна была бы называться Терминатор.
Заманичиво,Увлекательно,Интересно,Так/ держать/БРАВИССИМО………