Джо Аберкромби «Кровь и железо». – М.: Эксмо, 2008. Серия: Черная Фэнтези (1-я книга трилогии «Первый Закон»).
Окровавленное железо, или кому во квесте жить хорошо
Никак не ожидал Логен Девятипалый по прозвищу Девять Смертей, разбивая лагерь на краю обрыва, к чему приведет невинное желание отдохнуть.
Да и инквизитор Глокта, начиная допрос обвиняемого в коррупции купца Салема Реуса из гильдии торговцев шелком, вряд ли представлял дальнейшее развитие событий.
А уже тем более капитан Джезаль дан Луфар, повеса и картежник, соглашаясь на участие в летнем фехтовальном турнире, не догадывался, чем это закончится.
Был лишь один человек, довольно ясно представляющий себе, что нужно делать. Первый из магов. Мастер высокого искусства, наделенный глубочайшей мудростью. Ученик великого Иувина. Байяз. Но способны ли знания и умения одного человека спасти Союз? В то время, когда с одной стороны стране угрожает король Бетод, объединивший Север в одно целое. С другой, практически оправившаяся от недавнего поражения империя Гуркхул, возглавляемая молодым, честолюбивым властителем, за спиной у которого маячит чрезвычайно опасная тень. И не стоит забывать о шанка, плоскоголовых, разрушающих все на своем пути.
Или все же Байяз будет не один?
Имя молодого британского фантаста Джо Аберкромби узнали на просторах бывшего Союза относительно недавно. В 2006-08 он дебютировал трилогией «Первый Закон», перевод которой на русский язык закончили лишь в 2011. За это время из под пера Джо вышли еще 1 рассказ и 3 романа (последний еще не закончен).
На Западе произведения Джо Аберкромби дважды признавались «книгами года» на тематическом ресурсе SFF World, а также номинировались на John W. Campbell Award в категории «лучший новый писатель». А завершающий роман трилогии «Последний довод королей» успел завоевать премию «Книга года по версии Фантлаба, 2011» и на наших просторах.
В общем как не крути, похоже, зажигается новая звезда.
Стало любопытно.
Признаюсь сразу, опасений было достаточно. Помимо того, что я с опаской отношусь к современной переводной фантастике (за исключением Мартина, Кинга и Буджолд), никогда не знаешь чего ожидать в последнее время от классического фэнтези. Всегда есть шанс наткнуться на занудные баллады про картонно-героических паладинов/супермагов.
И хотя и в этом романе без супермага не обошлось (как позднее выясняется, с ним не все так просто, как кажется сперва), опасения, к счастью, не подтвердились.
«Кровь и железо» не являясь шедевром, оказалась крепкой, добротной фэнтезюхой со своими плюсами и минусами, позволяющей хорошо провести время, не жалея о потраченных часах.
Теперь подробнее.
Сперва о достоинствах. Первое и главное – герои. С этим делом у Аберкромби все в порядке. Персонажей много, разнообразных и неплохо проработанных. Что чертовски приятно, развивающихся.
Во первых строках письма нужно отметить инквизитора Занда дан Глокту. Блестящий офицер, полковник, фехтовальщик, победитель летнего турнира, любимец женщин… В прошлом. Девять лет назад во время войны с Гуркхулом, Занд спас целую армию. Но цена оказалась слишком высокой. Два года плена. Бесконечные пытки.
Блестящий полковник умер. Из застенков выполз калека, для которого подъем по лестнице превращался в настоящее испытание. С армией, естественно, было покончено. Глокта стал королевским инквизитором. Стоит отметить, что местная инквизиция изрядно отличается от нашей. В мире «Первого Закона» отсутствует церковь. Боги вроде есть, хотя тех же жителей Союза, южане, например, любят называть «безбожниками». За всю книгу упоминаний о религии я не встретил вовсе. Хотя Ферро, к примеру, высшие силы вспоминает. И возгласы «ей богу!», или «черт побери!» периодически встречаются. В общем, вопрос до конца пока не проясненный (В частности интересно кто такой Эус, сыновьями которого являются учитель всех магов Иувин, и его убийца, некий Канедиас, мастер Делатель)
Итак – королевская инквизиция в Союзе фактически исполняет роль всех наших спецслужб скопом. Методы во время следствия, прямо скажем, применяются не особо гуманные (о презумпции невиновности тут все равно не слыхали). А если учесть, что предводитель инквизиции, архилектор Сульт активно участвует в борьбе за власть, используя организацию в своих целях, название «инквизиция» вполне оправдано.
За работу Глокта, взявший на вооружение все худшие методы своей конторы, принялся настолько усердно, что через короткое время стал одним из лучших дознавателей. Что отнюдь не прибавило ему любви окружающих. Отныне он один. Всеми ненавидимый. Отвечающий людям взаимностью.
Персонаж не очень привлекательный, но со временем, благодаря его внутренним монологам, и незаурядному уму, отношение к Занду определенно меняется.
Своеобразным преемником Глокты на посту первого вертопраха и картежника столицы, становится капитан Джезаль дан Луфар. Образ скорее подходящий для Версаля 16-17 веков, чем для вполне средневекового мира. Инфантильный он какой-то (явно писалось с современной золотой молодежи). Молодой дворянин, единственной настоящей страстью которого были карты и выпивка. До одной встречи…
Суровые северные земли (ну какое уважающее себя фэнтези обойдется без варвара!) представлены в первую очередь Логеном Девятипалым по прозвищу Девять Смертей. Великолепный боец, в молодости выступающий поединщиком у тогда еще одного из вождей северных племен Бетода. Позднее ставший его смертельным врагом. Человек душа и тело которого покрыты шрамами (таким бы мог стать постаревший, размякший и замученный жизнью Конан). Человек уставший убивать. Человек, не потерявший способность удивляться. Человек, казалось, не скрывающий внутри ни единой тайны. Казалось…
Все они чувствуют приближение большой беды. Чувствуют, но не знают как ее остановить. Но есть один, который знает. Первый из магов, Баяз. Стоявший у истоков создания Союза, теперь пытается спасти свое детище. Которому угрожает смертельная опасность. Ведь кроме первого, у великого Иувина были и другие ученики, тоже не тратящие время даром…
Я рассказал вам только о самых сюжетообразующих персонажах. Естественно их гораздо больше.
Роман многолинеен и развилист (до Мартина по количеству героев и запутанности их связей, автору, конечно, далеко, ну да оно, наверно, и к лучшему), наполнен драками (слегка подзатянутыми) и квестовыми приключениями.
К сожалению, о языке ничего особо хорошего не скажешь. Отвращения не вызывает, плеваться не хочется, твердая тройка с плюсом (многовато, правда, возгласов типа «вот дерьмо» «ха!»). В чем проблема переводной литературы: не знаешь толком на кого пенять, на автора или переводчика?
Мир обозначен довольно схематично. Но это скорее принципиальная позиция Аберкромби, чем недоработка: «…Понятное дело, что вы не можете сочинять историю, происходящую в вымышленном мире без того, чтобы этот мир создать, а то, что вы создаёте, должно быть убедительным. Просто я считаю, что такой аспект эпического фэнтези, как подробное описание мироустройства часто заходит так далеко, что подавляет собой всё остальное. Люди пытаются «перепрофессорить Профессора… Но что касается меня — мне истории по-настоящему интересны только персонажами и диалогами…»
Эрго. Первый роман трилогии сумел заинтересовать читателя, и заложить неплохую базу под дальнейшее развитие квеста. Весьма толковый образец классической фэнтези, не без недостатков, но читается неплохо.
Мне как раз недавно порекомендовали эту книгу.
Попробую почитать.