Пародируя детектива, или Рождение великого сыщика
Джон Тейлор слыл гением, одним из лучших составителей кроссвордов и прочих пазлов, «Элвисом Пресли среди головоломщиков». А еще настоящим затворником, для которого каждый выход из дома и общение с людьми становилось настоящим испытанием.
Но когда жена его брата-близнеца Джеймса, однажды вечером попросила Джона срочно приехать к ней, мужчина не смог отказаться.
Оказывается, Люси не просто соскучилась за деверем. Дело было в том, что Джеймс, работающий старшим инспектором полиции, уже три дня не появлялся дома. И вдобавок прислал сумбурное письмо с сообщением о том, что уходит в голубую даль, жене надо уехать, а никому в участке доверять нельзя.
Люси женщина неглупая, и сразу поняла, что пропажа ее супруга связана с каким-то его недавним делом. Записи о которых от старательно вносил в любимый блокнот. Вот только дома его не нашлось, и скорее всего он остался в участке. И только Джеймс, или кто-то похожий на него как две капли воды, сможет забрать блокнот из полиции, и помочь Люси разобраться с загадкой исчезновения мужа.
А заодно подсобить кембриджской полиции разгадать пару-тройку пазлов, которые подкинули им здешние душегубы.
Приятный детективный сериал без особых претензий, радующий качественным протагонистом, иронией, английскими особенностями (эх, Розмари!), классической музыкой и недурной интригой.
Вне конкуренции тут главный герой.
Джон (Митчелл). Умнейший, шикарно образованный мужик, показывавший результаты «гения» во время тестов айкью. Отлично знакомый с логическими законами, великолепно решающий загадки и делающий выводы. Способный заметить то, на что не обратят внимание полицейские с многолетним стажем. Опирающийся на логику, а не на чувства. Еще один образ если не «великого», то чертовски хорошего детектива в копилку мировой классики.
Одиночка, никогда не бывший женатым (насчет любви к Люси — вполне может быть). Мизантроп, опасающийся и не любящий людей. Не умеющий с ними общаться, чувствующий себя нормально лишь в собственной квартире в компании любимых головоломок.
Суетливый, нервный, растерянный, перепугано-обалдевший тип, при необходимости коммуникации оказывающийся на грани паники. Пугающийся трупов, не готовый на них смотреть без содрогания.
Искренне не понимающий как гомо сапиенсы могут добровольно долго находиться в обществе себе подобных. Галдеж, ссоры, шум, толпы, никто никого не видит и все говорят одновременно, нет порядка, один бессмысленный хаос – да что ж это за жизнь! Лелеющий мечту перестроить людской социум по правилам логики. Человек, переживший детскую психотравму, захотевший спрятаться от мира. По-ребячески восхищающийся головоломками, не способный пройти мимо слова «загадочный». Любящий действовать в стиле Пуаро, собирая подозреваемых для финальной речи. Также как Экрюль, часто полагается на признания, беря преступников «на понт». В процессе подарит нам оммаж одному из известнейших дел Пуаро.
Претерпевающий в процессе нехилые метаморфозы, начинающий чуть лучше относиться к роду человеческому.
Митчелл – комик по призванию, и создает свой персонаж в юмористическом стиле. Даря нам массу забавных сцен, связанных с пребыванием Джона в участке, его попытками мило разговаривать с «коллегами», нюансами полицейской работы и ее восприятием Тейлором. Порой устраивая натуральную комедию положений, порой настоящий комический бенефис Джона.
Люси (Мартин («Хроники Франкенштейна»). Женщина, внешне выглядящая сильной и деловой женщиной. Внутренне находящаяся в ужасе из-за пропажи супруга. Тем не менее, берущая себя в руки и начинающая искать обалдуя-благоверного, придумывая для этого нестандартные способы и схемы.
Остальные персонажи запоминаются меньше, хотя постановщики и попытались наделить каждого из них характерной черточкой. Но слишком уж мало подтанцовке уделяется внимания.
По структуре перед нами классический процедурал со сквозной линией, когда помимо новых убийств, расследуемых в каждой серии, постановщики время от времени уделяют толику внимания главной сюжетной линии с пропажей брата.
Расследование не всегда сверстано одинаково хорошо. Есть серии, когда нам предлагается просто наблюдать за выкладками Джона, не обладая практически никакой информацией о деле. Но большинство построено по лекалам старого-доброго детектива, когда зрителю даются определенные подсказки, способные помочь разгадать загадку смертей даже прежде сыщика.
В наличии:
Тактические флеш-беки, связанные с предысторией и осуществлением конкретного преступления («монстра недели»). Причем верить им безоглядно не стоит – прием «ненадежный рассказчик» во всей красе. И стратегические флеши из детства братьев, дополняющие характер Джона.
Виды Кэмбриджа (именно тут происходит дело), по которому нам устроят настоящую экскурсию. Древние особняки старушки Британии.
Нажористая интрига с исчезновением Джеймса, выглядящая все масштабнее, втягивающая в свою орбиту весьма влиятельных людей.
Шестая серия, кардинально поднимающая ставки, и полностью выводящая героев из относительно безопасного состояния.
Вишенками на торте милая классическая музыка, в частности Людвига Бетховена, потенциально подарившего псевдоним герою и свое имя сериалу. Как вариант, из-за представления об этом композиторе как о застенчивом и замкнутом человеке.
Эрго. Приятный детективный проект с уместной иронией, качественным протагонистом, мощной интригой и недурным заделом на будущее.
Режиссер: Роберт МакКиллоп, Джилл Робертсон
В ролях: Дэвид Митчелл, Анна Максвелл Мартин, Дороти Аткинсон, Изука Хойл, Джерран Хауэлл, Софи Виллан, Дипо Ола, Дилан Хьюз, Ральф Айнесон, Якуб Беднарчик