Вечный зов по-колумбийски, или Реальность и мифосознание
Колумбия. Макондо — поселение среди болот, основанное Хосе Аркадио Буэндиа. Несколько поколений этого уважаемого, но не всегда удачливого семейства, проходящих перед нашими глазами.
Десятки лет, мелькающие за стенами их жилища. Любовь, трагедии, рождения и смерть.
Внешний мир, все настойчивее вмешивающийся во внутренний мирок Буэндиа. Властной рукой ставящий точки в судьбах многих из них.
Но не способный до конца заставить магическую составляющую жизни этой семьи и этого места «прогнуться» перед реальностью. Хотя очень старается.
Габриэль Гарсия Маркес, наравне с Борхесом (и возможно Кортасаром) уже не первое десятилетие открывают для нас таинственный мир южноамериканской литературы. Визиткой Маркеса (если не считать Полковника) считается роман, впервые увидевший свет в далеком 1967 году, и ставший одним из наиболее известных представителей «магического реализма».
Экранизаций романа не было (не учитывая театральных постановок и лент «вдохновленных» им), тем паче сам Габриэль напрочь отказывался продавать права киношникам. И лишь сейчас, благодаря сыновьям писателя, и тому, что перенос 100 лет на экран происходил на родине Маркеса (пускай и под крылышком Нетфликса), и непременно на испанском – свершилось.
Смотрится сериал, сопровождаемый закадровым голосом, вкрадчиво делящимся со зрителем нюансами происходящего, обстоятельствами, мыслями героев, а на самом деле цитирующим отрывки из романа — достойно.
Ошеломляющее начало, готовящее зрителя к предстоящим негараздам и смертям, сменяется долгим, лирическим зачином, полным хороших людских качеств, иронии и природы. Длящимся чуть больше трети проекта.
Колоритная атмосфера Колумбии становится одной из его визиток. Неизведанный мир без карт, названий и дорог, лежащий вокруг. Фляжки из тыкв, бананы гроздьями, снимаемые с деревьев, плащи-накидки из соломы, богатейшая природа с панорамами и деталями. Непривычная нашему глазу флора, растущая на каждом углу (особое внимание немаловажному для сюжета огромному каштану в центре двора). Вездесущие муравьи.
Обряды и отношения среди колумбийцев. Роды, свадьбы, похороны и званые обеды (любопытный момент — при семейном обеде – мать и отец садятся в двух главах стола напротив друг друга, остальные по бокам). Бойцовые петухи. Непременные мачете на поясах. Быт и рабочие будни местных хозяек и хозяев. Архитектура, демонстрируемая нам в эволюции Макондо. От глинобитных халупок до обстоятельных, обширных гасиенд с верандами, вымощенными булыжником дорожками, просторными комнатами и внутренними двориками-патио. Спасибо за визит в Южную Америку.
Да, ханжам на заметку: секса в проекте хватает. И как же без инцеста!
Следующими бросаются в глаза операторская/монтажерская работа. Запоминающиеся монтажные переходы, сплетающие пространство и время, добавляющие мистики и фантасмагории (жаль после экватора этих приемов становится гораздо меньше).
Без магии и сверхъестественного, понятное дело, не обойдется. Тут вам и призраки, и необъяснимые наукой явления, как-то ковер-самолет или зелье невидимости (ай, не-не-не-не), и эпидемия забвения, доказавшая, что суеверия не всегда беспочвенны, и видения некоторых персонажей. Магический реализм во всей красе, показывающий насколько тесно обыденная жизнь переплетается с волшебством и сказкой.
Учитывайте и готовьтесь: молодые годы показаны на порядок легче и светлее, вторая часть сериала, когда в уют Макондо вторгается грубая реальность с ее политикой, гораздо тяжелее и мрачнее.
Морально-этическая и идейная основа сериала на диво богата и нажориста (ну дык, литературная основа обязывает). Нам подарят чертовски насыщенное переплетение судеб, создаваемое семейными связями, рождающейся и умирающей страстью, внутренними побуждениями, ошибками и чувствами. Устроят путешествие по всему спектру людских эмоций, насыщенное как сама жизнь: от любви («Что за напасть эта любовь») и привязанности, до вражды и ненависти. И немножечко чуда, куда же без него. Поговорят о разнице мужских и женских подходов к бытию. Мужском, завязанном на работе, открытиях, познании мира, и женском – основанном на заботе о близких. Проблеме отцов и детей. Взрослении, первой влюбленности, поиске своего места в мире. Конфликтах, ревности и злости, частенько вершащих наши судьбы. Увлеченности, порой чрезмерной. Религии и вере.
И, безусловно, о суке-политике, вынимающей из-под спуда худшие черты, превращающей недурных, в общем, людей в фанатиков, сволочей и убийц. Рождающей смерти и ненависть, идущие по кругу до бесконечности.
Об отличающейся реакции разных поколений на гражданскую бойню. О том, что любое правительство, чиновник или другой-какой паразит достойны исключительно пинка под зад, или превентивного свидания с Господом, а нормальная жизнь возможна лишь при самоуправлении общины, без влияния любых центровых хлопцев. О революционных порывах, тайных сходках, печатании листовок, пропаганде (где тут у нас телеграф, пора его брать вместе с почтой и телефоном). Железобетонном убеждении в собственной правоте. Влиянии власти, развращающей самых стойких. О природе войны, мужском желании почувствовать себя важным, нужным, по-настоящему живым. О привычке воевать и нелегком, порой невозможном пути домой.
О стержневом концепте одиночестве в романе Маркеса и без меня сказано немало, можно лишь добавить, что постановщики не делают на этой теме всеобъемлющего акцента (слишком многое нужно показать и помимо), но в лице некоторых героев (лидирует глава семейства, даже больше Аурелиано) она получает достаточно внимания.
Плавно переходим к героям. Так как мы увидим несколько поколений Буэндиа, причем в разном возрасте, многие персонажи представлены в юности и зрелости разными актерами.
Причем попадание с Аурелиано – стопроцентное в любом его временном воплощении, а вот расставаться с актерами, игравшими Урсулу и Хосе Аркадио в молодости – хуже всего. К их пожилым версиям я так и не привык.
Хосе Аркадио – основатель Макондо и здешней ветви фамилии. Парень, увлекающийся до одержимости, обладатель необузданного воображения и иного взгляда на мир. Харизматичный лидер, способный сдернуть с насиженных мест кучу народа, поведя их за мечтой. Изобретатель, вечно хватающийся за новые игрушки, и не доводящий их до ума. Не слишком обращающий внимание на бытовуху, регулярно витающий в облаках, стремящийся к «странному». Не нашедший поддержки в своих стремлениях (особенно после ухода Мелькиадеса, здешнего Гэндальфа), не готовый расстаться с мифологическим сознанием и мировоззрением, превратиться в обычного буржуа.
Урсула – матриарх семейства. Властная, уверенная, могутная. Глыба, женское/материнское начало в его наивысшем проявлении. Частенько забывающая о себе, цементирующая семью, заботящаяся о каждом ее члене. Надежная опора супругу в его пути по фронтиру (а вот когда тот занимается «глупостями», поддержки не жди). Да, Урсула аж никак не идеальна, подвержена страхам, косности, глупости. Допускает ошибки в воспитании, и отношении к чадам (ну дык, а ответственности и забот сколько на бабе!), которые потом частенько вылазят боком и самим детям и окружающим их людям.
Аурелиано – третий по наполненности и силе персонаж (а порой и вовсе выходящий на первый план). Второй ребенок в семье, мальчишка, прослывший ясновидцем, посещаемый видениями. Отрешенный, погруженный в себя, немногословный, одинокий, не ищущий шумных развлечений. Нашедший и потерявший большую любовь. Долгое время отстраненно сопротивляющийся влиянию реальности с ее «политикой», но когда уж его достанут – ховайся в жито. Да, и кстати о фанатизме.
Остальные герои проработаны и развиты поменьше, воплощая собой определенные мазки на моральном полотне картины и работая эдакими функционалами конкретной идеи. Хотя даже у них имеются нюансы, способные изрядно расцветить и дополнить образ.
Аркадио – о том самом тлетворном влиянии власти, особенно шикарно ложащемся на душу, отравленную в детстве неправильным отношением родных.
Хосе Аркадио младший – о том, что вечно не побесишься, а когда перебесился, пора и домой — остепениться. Ну а заодно поработать Провидением.
Амаранта/Ребекка – эти двое воспринимаются исключительно в паре, ведая о вреде ревности и чрезмерного соперничества.
Пилар – местный аналог цыганки, мать-кукушка, будто застывшая во времени (до определенного момента).
Эрго. Вкусное и насыщенное путешествие в Южную Америку, смешавшее грубую, кровавую реальность и щемящее мифосознание. Разве что идея растянуть экранизацию романа на два сезона (второй ориентировочно ждем к концу 2025го) кажется не слишком верной. Через год у зрителя будут другие фавориты. «Люпен», финальную часть которого я так и не посмотрел, тому в подтверждение.
Режиссер: Алекс Гарсия Лопес, Лаура Мора Ортега
В ролях: Клаудио Катаньо, Марко Гонсалес, Сусана Моралес, Сантьяго Васкес, Карлос Суарес, Джино Монтесинос, Эдгар Витторино, София Пас Хара, Херонимо Барон, Морено Борха, Элла Бекерра, Диего Васкес, Марлейда Сото, Акима, Ханнер Вильяреаль