Любовь Воронкова «Сын Зевса». — СПб.: Азбука-классика, 2003
Покоритель Азии, или Юность Македонца
IV век до нашей эры. На землях великой Эллады традиционно неспокойно. Афины бодаются со Спартой. Время от времени самой большой жабой в греческом болоте пытаются стать другие полисы. В городах идет вечная подковерная грызня между демократами и олигархией. А через Геллеспонт недобро щурятся глаза персидских сатрапов.
А тем временем на периферии эллинского мира зарождается новая сила. Македония и ее царь Филипп II. Строящий грандиозные планы, готовящийся объединить Элладу и бросить ее против Персидской империи.
Планы, воплощать которые доведется не ему.
Исторических романов, переносящих нас во времена Античности, хватает. Вспомним хотя бы Мальчика, Орла или Императора. Правда, во вменяемом возрасте я перечитывал в основном книги, посвященные Древнему Риму. А как же Греция? Надо заполнить лакуну.
Начнем с самого, пожалуй, известного в наших палестинах романа об Александре Македонском. Романа детской писательницы (в Союзе большинство исторической литературы и почти поголовно вся фантастика проходили по детскому и подростковому ведомству) Любви Федоровны Воронковой, увидевшего свет в далеком 1971 году.
Книге, наряду с изрядным количеством достоинств, имеющей и ряд недостатков.
Сперва о приятном. «Сын» построен в классическом ключе, позволяющем читателю ознакомиться с максимальным количеством особенностей описываемого времени. Эдакий энциклопедический справочник из жизни Эллады. Мы узнаем о мифологии Древней Греции, прочувствуем исторические моменты этой колыбели западной цивилизации, вдохновимся рассказами о старых битвах, героических подвигах. Вникнем в политические и культурные особенности страны. Побываем на пирах, свадьбе и похоронах. Попробуем понять отношение эллинов к Афинам.
Вместе с повзрослевшим ребенком перейдем из женской половины в мужской мегарон. Порадуемся традиции приглашать великих людей для обучения знатных юнцов. Зачарованно вникнем в уроки знаменитых философов, приобщимся к идеям мудрецов, научным изысканиям и представлениям древних греков об Ойкумене. Серьезно поразмыслим над восприятием рабства этими на первый взгляд приятными и достаточно культурными людьми. Послушаем песни-заклинания горшечников, обращенные к Афине. Вчитаемся в строки «филиппиков» Демосфена и бессмертные строки «Илиады».
Причем весь эти немалые куски информации подаются не объемными лекционными кирпичами, а в виде бесед между героями, либо историй, рассказываемых родителями и мудрецами.
Первую часть романа мы проведем в большей мере не с Александром, лишь периодически вклинивающимся в повествование, а с его отцом.
Тоже, кстати говоря, глыбища был человек. Сотворивший из отсталого окраинного государства мощное царство, взявшее в свои руки гегемонию над Элладой (пассионарность пассионарностью, но и от вождя многое зависит). Создавший войско, с которым позднее его сын завоевал Персию (да некоторые улучшение Александр проводил, но основа заложена при Филиппе). Отец знаменитой македонской фаланги, долгое время практически не знавшей поражений.
Как бы было любопытно выяснить, кто кого сборет, кит или слон: понаблюдать за сражением праймовой (а не тех осколков былого величия, которые сошлись с римлянами в нашей реальности) македонской фаланги с римским легионом (отдельно республиканским и отдельно имперским). В чистом виде схватки тяжелой пехоты и как бонус в виде столкновения армий, со всеми приданными кавалерийскими частями (хотя гетайры будут однозначным чит-кодом) и прочими гипаспистами. Поскольку на самом деле фаланга отнюдь не была неповоротливым монстром, пригодным к столкновениям лишь на ровной местности, а достаточно гибким пехотным подразделением. Да и командиров желательно для такого «батла» подобрать не из абстрактных консулов или диадохов, а из полководческих сливок типа Сципиона или Антипатра.
Искренне заботящийся о величии Македонии, готовый на любые методы для достижения целей. Уделяющий немало внимания разведке (коя в Элладе упорно игнорировалась). Коварный политик, умный, красноречивый, очаровательный полководец, понимающий великую роль и активно использующий «непрямые действия». Регулярно подкупающий врагов и сомневающихся («осел с золотом…»), не стремящийся сделать все лишь тупой военной силой.
В дополнение рекомендую «Македонский гамбит» Королева из серии ВИБ, красиво дополняющий «Сына», дающий возможность полнее воспринять будни и походы Филиппа с Александром и последующие войны диадохов.
Образ царя у Воронковой прописан недурно, с мыслями, диалогами и монологами, передающими внутренний мир. Отдельное спасибо за комментарии при чтении Демосфеновой речи. Достоинствами и недостатками личности (редкий бабник, в этом ключе непонятна фраза насчет Олимпиады-колдуньи, ты ж ее встретил во время мистерий со змеей в руках, не бачили очи шо купували?).
А что же главный герой? Мы увидим его с младых ногтей, проследим за формированием личности, влиянием отца и матери, наставничеством Аристотеля. Встретим по дороге большинство исторических анекдотов (в смысле занимательных историй об известных личностях) о Македонском. Увидим его жажду первенства, бесстрашие, горячность, безрассудство. Лидерские качества, слепящую глаза харизму, способность увлекать и организовывать людей, вести их в самые безумные эскапады, куда с другим вождем они не пошли бы ни за какие коврижки. Станем свидетелями практически всех важных походов, сражений, путешествий, предпринятых юным Македонцем (исторического материала Воронкова изучила множество, не отнять).
Видно, что Александра автор любит, показывая более благородным и хорошим человеком, чем в реальности. Образ приглаженный, в первом томе минимум его бычьего упрямства, стремления решать вопросы и сражения самым простым дуболомным способом (несмотря на шикарную с тактической точки зрения компанию при воцарении, в азиатском походе Александр частенько действовал методом «шашки наголо» и лобовым ударом конницы. Благо шикарный инструмент для такого рода действий – гетайры – у него уже были. Исключений, впрочем, тоже хватает). Македонский не знал моральных терзаний, не щадил врагов, был изрядно жесток, не считал убийство недругов (тем паче на войне) чем-то зазорным. Эти грани его личности Воронкова смягчает. В убийствах после гибели Филиппа он «как бы» и не при делах. Все эти смерти подаются под соусом необходимости для блага державы, и лишь честная Олимпиада говорит о благе непосредственно для Александра. Уничтожение Фив тоже свершается по воле народных масс, Александр устранился от кровавого решения (прекрасно зная, каким оно будет). В общем, обеляем протагониста полегоньку.
Вот мы и добрались до нюансов романа.
Автор вроде как старается показать жизнь Эллады и ее обитателей максимально ярко и «по-людски». Используются эмоциональные описания событий с попытками показать мысли, заглянуть в душу, рассказать о мотивации героев.
Но, выходит не все так гладко, от языка ожидалось большего, погруженности в эпоху, как на меня недостает. Возможно, проблема в исключительном использовании повествования от 3-го лица, автор избегает описаний от первого лица, которые как раз отлично раскрывают внутренний мир персонажей.
Еще одним «косяком» книги становится небольшое количество описаний увиденного героями (кроме визита в Афины – самого сильного описательного момента романа, вспомнить особо нечего). Большинство информации об эпохе, изюминок увиденного вокруг, подается отстраненно, суховато, не через призму восприятия героями, а как бы со стороны. Возможно, есть читатели, которым такой подход по нутру, но я не из их числа.
Эрго. Приятный исторический роман о знаковом персонаже, не лишенный некоторых погрешностей.
P. S. Кроме второй части дилогии: «В глуби веков», Воронкова задумывала и третью – «Корень мандрагоры», повествующую о судьбе империи после смерти Александра. Но книга осталась недописанной, а своего Сандерсона у Любви Федоровны не нашлось.