Спин, Уилсон Р.

Роберт Ч. Уилсон «Спин». —  М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2010. Серия: Сны разума

Притча о лягушке и кипятке, или Поговорим об относительности

Однажды ночью звезды исчезли.

Нет, Земля не перенеслась в другое измерение, Апокалипсис не наступил (пока), и Господь громогласно не объявил о своем недовольстве.

Между Террой и Вселенной возник барьер, закрывающий нас от космоса. Ежику понятно, что стряслось вмешательство «Гипотетического доминирующего или контролирующего интеллекта». Инопланетян, одним словом. Но чего они хотят, какого действия, подарка или сигнала ждут от нас — неясно никому.

Барьер (позднее получивший названия «Спин») оказался штукой не слишком удобной. Каюк спутникам, и всему что шло через них: навигации, интернету, телевидению. Возвращение в докосмический век, право слово. Но это не самое страшное.

Оказалось, время на Земле и за барьером отныне течет по-разному. И за один наш год там проходит ни много ни мало сто миллионов лет.

Мнение о конце света приходится пересмотреть. Ведь за эту невообразимую пропасть лет Солнце успевает изрядно состариться, сгорает все быстрее и имеет все шансы поглотить Землю.

И ни когда-нибудь потом – а лет через 40-50.

Но что если у человечества все же есть шанс не исчезнуть бесследно?

 

Качественная фантастика хороша тем, что дает толчок к размышлениям на нетривиальные темы. «Спин» канадца Уилсона (автора в частности неординарной Дарвинии), по словам Кинга: «возможно, лучшего автора НФ на сегодняшний день», из таких. Роман, вызывающий ассоциации с Семиевием, Бытием  и Марсом. Подкидывающий немало тем «на подумать». Не забывающий о фантдопущениях. И отлично проработанных персонажах.

Уилсон дает нам возможность поразмыслить в первую очередь об относительности. Относительности восприятия, понимания, времени. О том, насколько мизерен срок жизни человечества как вида, по сравнению хотя бы со временем существования нашей планеты, не говоря уже о Вселенной (об относительности вотчины Хроноса Роберт вещает особенно часто). О возможности использовать Время в своих целях. О том, что все это богатство, включая Землю и Солнце, отнюдь не вечно, и рано или поздно прекратит свое существование, либо же перейдет в новую форму. И что будет, если это событие, которое хомякам разумным пережить будет сложновато; то, что мы всегда воспринимали как «позднее», «когда-нибудь», придется на наш жизненный цикл? О космологии, незыблемости мира и возможном нарушении этой незыблемости. О том, что за добычей хлеба насущного нужно все-таки помнить о «высоком небе» и звездах. Не забывая наслаждаться их далеким светом, позволяющим нам знать о своем месте во вселенной и ее безграничной необъятности. О том, что завет Всевышнего, насчет плодитесь и размножайтесь, стоит выполнять без фанатизма, иначе нас ждет катастрофа. О людях, их реакциях на стресс и плохие известия: непредсказуемом поведении, обрушении моральных устоев, разгуле криминала, волне суицидов. Увеличении числа нетрадиционных сект и культов, попытках занырнуть с головой в религию. Из позитива — укрепление международного сотрудничества (интересно, надолго?).

Структура романа проста, перед нами две линии: современность и воспоминания (занимающие не меньше (а точнее больше) места, чем настоящее), фактически дневник центрального протагониста, записанный от первого лица. Экшена не ждите, книга создана в описательном, несколько медитативном стиле. Сцен с активным действием буквально раз-два и обчелся, и сотворены они без огонька. Зато интрига завернута недурно. Долгое время непонятно, что за Арка, какой препарат принимает ГГ в дебюте, кто его преследует, как ситуация из описанной в дневнике превратилась в ту, что мы видим? И главное – полностью неясна суть, мотивация и цели гипотетиков – создателей Спина — барьера вокруг Земли.

Мы увидим растянутый во времени и надвигающийся Конец света (или все же нет?) и его восприятие людьми. Понаблюдаем за попытками отыскать шанс для человечества. Поиграть в Бога, использовав в своих интересах матушку Эволюцию. Подковерными играми, причем не только в исполнении землян. Давлением государства, зажимающего гайки, активно использующего цензуру.

О любопытных фантдопущениях автор не позабудет, хотя их тут не сады.

Не говоря уже о самом Спине с циклопической Аркой, нам предъявят работу по терраформированию. Гостя из далеких краев: чернокожего наследника чужака в краю чужом. «Четвертый возраст», дающий дополнительные десятилетия жизни (и не только). Сборщиков информации, новую биологическую (разумную?) форму —  репликаторов-наноботов, готовых заполонить галактику. Скромно, но со вкусом.

Главные герои становятся еще одной сильной стороной романа.

Центральным персонажем книги, от чьего имени и лица мы будем знакомиться с миром «Спина», выступает Тайлер Дюпре.

Обычный паренек, не хватающий звезд с неба. Сын погибшего в аварии инженера, друга главы аэрокосмической фирмы Лоутонов, и женщины, ставшей домоправительницей-экономкой усадьбы Лоутонов. Всю жизнь связанный с двойняшками, с младых ногтей влюбившийся в Диану, а для Джейсона со временем ставший одним из ближайших соратников. Искреннее чувство к Диане добавляет образу немало вистов, особенно если учитывать непростую историю этой Любви. Выбравший карьеру врача, очутившийся вблизи важнейших событий, водивший знакомство с ключевыми фигурами земной (и не только) истории. Не прям чтобы Форрест (интеллект у Тайлера посильнее), но что-то от Форреста присутствует.

Джейсон Лоутон. Наследник фирмы, гениальный ребенок, которого отец разными методами  готовил к высоким свершениям. Взрослый, не утративший гениальности, вступивший в конфронтацию с родителем. Человек, искренне и несокрушимо верящий в себя. В то, что он найдет выход из любой ситуации, если сохранит способность ясно мыслить и приложит достаточно усилий. Недаром. При этом не превратившийся в кондового сноба и мизантропа. Принявший на себя жестокий удар судьбы. Свершивший роковой выбор.

Диана Лоутон. Девочка с интеллектом, не намного уступающим брату, но свободная от отцовского влияния, в юности активно пробовавшая женский путь. Позднее, до смерти напуганная появлением Спина, бросившаяся в религию, как в омут.

Впервые увидимся с центральной троицей персонажей в их 12-13 лет, и проследим развитие этих людей кого до смерти, кого до иного логичного конца.

Повествование неторопливое, ускоряется лишь в последней четверти. Переполнено размышлениями протагониста, подробностями отношений и жизненных перипетий.  

Отдельное спасибо за оптимизм (пускай роялистский) романа, крайне неожиданный в книге о Конце света.

Эрго. Приятное, неспешное размышление о неординарных и редко приходящих в голову аспектах существования Вселенной, с качественной идейной базой, тщательно прописанными персонажами. А вот активного действия от книги ждать не стоит.

P. S. В цикле «Спин» три романа, действие второго разворачивается примерно через три десятилетия после финала первого.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.