Камилла Стен «Мертвый город». — М.: Эксмо, 2019 г. (Серия: Шведская ведьма из Блэр)
Экспедиция, нездоровая психически, или Фанатичное исчезновение
Во глубине шведских просторов стоит шахтерский городок Сильверщерн. Загадочное место, откуда в конце 50-х бесследно пропало все население. Оставив лишь труп на площади и новорожденного ребенка.
Наши дни. Алис, чья бабушка родом из Сильверщерна, давно загорелась идеей снять документальный фильм о заброшенном городе. И вот, наконец, организовала небольшую экспедицию, должную собрать побольше фото и видео материалов для привлечения потенциальных спонсоров.
Пятеро людей приезжают в пустынный Сильверщерн, с первых минут окутываясь в таинственную атмосферу заброшенного поселения.
Поселения, которое не сильно хочет выпускать непрошеных гостей.
Роман, который активно сравнивали с Ведьмой из Блэр и обвиняли в плагиате «Абандона». Книгу Крауча не читал, а вот до атмосферности Ведьмы Городу далековато. Понятно, что кинематографические приемы в деле нагнетания обстановки посильнее литературных (хотя тот же Кинг может поспорить), но все же. Ведь небольшая компания в мистических обстоятельствах — материал для создания крепкого хоррора благоприятный (как тот же «Арарат»). А уж что говорить о реконструкциях реальных загадочных исчезновений или катастроф (Террор и Глубина не дадут соврать). Но у Камиллы получилось не очень.
Может дело в чрезмерной неторопливости происходящего. Ход мысли понятен. Автор пытается досконально воссоздать обстановку затерянного в лесах пустынного городка. Описать заброшенные дома, глядящие на свет бойницами лишенных стекол окон. Прогнившие лестницы, и полы, несущие опасность при каждом шаге. Церковь с нетипичной фигурой Христа. Картину наспех брошенных жилищ, оставленных на месте вещах, посуде. Странноватые слуховые галлюцинации. Видения появляющихся и исчезающих фигур. Ощущение абсолютной непонятности событий и потерянности героев.
Ход понятен. Но слишком медленно раскручивается пружина интриги. Чересчур долго висит то самое ощущение неясности. Чрезмерно растягивается экспозиция, по-черепашьи ползущая к долгожданной кульминации. И даже та упорно старается удержаться в привычном мире.
Ведь большую часть книги в ней практически не ощущается присутствия необычного, нездешнего, потустороннего. Раз за разом продолжаются попытки автора и героев все перипетии списать на случайность, человеческие слабости, извраты психики, глупое поведение персонажей. Оставшись сугубо в рамках рациональной реальности. Опять же, прием вроде как логичный, люди чаще всего так и поступают. Но для развития сюжета не самый правильный.
Может в ассоциациях с Мессой, складывающихся не в пользу Города. Маловато раскрыта личность и внутренний мир здешнего пастора. Остаются за кадром истоки его слишком уж неординарных способностей. Такое на одной харизме провернуть сложновато (хотя всякое случается, прецедентов хватало). А некоторые любопытные намеки (те же глаза) и останутся таковыми после финала.
Может в педалировании банальных теорий и версий. Вовсю топчущихся на шаблонных (пускай и важных) темах нетерпимости, стадного инстинкта, религиозного фанатизма, легко раздуваемой ненависти, растущей как на дрожжах гордыни. Прочих смертных и не очень грехах и психозах.
При этом структура романа вполне адекватна. Современность уместно перемежается письмами, найденными в городе заметками, черновиками (среди них встречаются важные намеки). Плюс парой-тройкой полноценных ключевых флеш-беков, которых можно было бы и поболе.
Герои тоже на уровне. По крайне мере дамы.
Алис. Девушка, которую связывают с Сильверщерном плотные родственные контакты. Ее бабушка стала одним из немногих уцелевших жителей городка, покинувших родные пенаты незадолго до трагических событий. Алис – кинематографистка-неудачница, закончившая профильный вуз, но так и не сподобившаяся отыскать себя в профессии. Вынужденная порой сшибать деньги на телефон у родителей, несмотря на без малого три десятка лет за плечами. Пробивная девица с не слишком уравновешенной психикой (будем честными, среди участников экспедиции таких хватает). В юности подверженная тяжелейшей депрессии, вплоть до тщательно лелеемых суицидальных мыслей. Основная протагонистка романа, изложение которого идет от первого лица Алис.
Ее однокурсница Эмми. Харизматичная, властная, уверенная в себе барышня, обожающая контролировать и руководить любым процессом. Во времена студенческой молодости ставшая для Алис практически сестрой. Потом, правда, их дорожки кардинально разошлись.
Туне – неожиданная подруга Алис. Копирайтер и фотограф-любитель. Как и главная героиня, чертовски тесно (пожалуй, даже слишком) повязанная с Мертвым городом.
Мужские персонажи откровенно ведомы, и находятся на втором плане. Один влюблен в Эмми, второй соответственно в Алис. И поперлись они на эти галеры исключительно из-за своих зазноб.
Финал изрядно разочаровывает. Банально, Хоботов! Нет бы вспомнить старину Дэмиена, перевернуть восприятие читателя неожиданным кунштюком, добавить неоднозначности персонажам и поступкам. Увы.
Эрго. Тягучий и банальный хоррор, в очередной раз говорящий с нами о людских слабостях.