Оса Авдич «Эксперимент «Исола». — М.: АСТ, CORPUS, 2020. Серия: Corpus [roman]
Семеро негритят, или Симфония ненадежных рассказчиков
Альтернативная Европа под знаменем социализма.
Экс-сотрудница гуманитарной миссии Анна Франсис получает предложение, от которого, при ее обстоятельствах, отказаться невозможно.
Поучаствовать в отборе сотрудников для таинственного проекта. Отборе, проходящем в некомфортных условиях на отдаленном острове.
Но не в качестве возможного кандидата, а скорее экзаменатора. Будет подстроена имитация смерти Анны, и «жертва убийства» получает возможность исподтишка оценить реакции и стрессоустойчивость претендентов на участие в проекте.
Однако весьма скоро дела на острове идут наперекосяк. И, похоже, ситуация гораздо сложнее, чем казалось сперва.
Перед нами сплав негритят Кристи и «Охотников за разумом» в невнятно очерченом антураже мягкой антиутопии (Председатель у них суда опасается, жуть какая, прям социализм с человеческим лицом).
Похоже, социалистическая альтернативная Европа автора не особо интересует. Описана она буквально парой строк и на происходящее не слишком влияет.
В наличии Партия, Председатель, пионеры, человек-винтик (но нужный для страны!), проблемы с выездом за рубеж и противостоящий Запад. Все. Не густо, будем честными. На кой ляд было создавать столь слабо описанную альтернативку, непонятно. Сюжет Исолы с тем же успехом мог развиваться в условиях дикого капитализма, киберпанка или махрового империализма.
Авдич исследует не нюансы социалистического государства, а общечеловеческие отношения уицраора державной системы и тех самых винтиков. Причем в конкретном контексте. Повышения в качестве и вхождения в государственную элиту.
Непонятный проект RAN, о котором мы так ничего и не узнаем, вполне может быль аналогом номенклатуры, или любого элитного властного образования.
Вот о том, какие жертвы нужны для попадания в этот класс, и сколь жестко происходит отбор, и поведет речь автор.
Психологические эксперименты, ломающие душу, требующие жестких решений, отказа от прошлых привязанностей, моральных подходов и поступков. Если верить роману, на вершине оказываются лишь психологически изломанные люди. Что-то в этой теории есть.
Книга включает несколько временных линий. Настоящее, где происходит расследование произошедшего на острове, в форме допросов участников эксперимента. И былое — описание островных событий, от лица практически всех из семи негритят.
В первой части роман (или большая повесть) напоминает классический детектив о группе людей в замкнутой обстановке. Хотя собственно расследования мы не увидим, интрига, атмосфера паранойи и «непонятки» вышла на славу. И, безусловно, реакция человека, попавшего в сложнейшие обстоятельства, лишенного связи с внешним миром и надежды на помощь.
Во второй картина постепенно проясняется, оставляя за кадром подоплеку событий. Меж тем, ни слова не говоря о сути проекта. Подвешивая в воздухе неясную необходимость в тестировании именно этих людей. Параметры, по которым происходил отбор. Отношения Секретаря и Председателя. Их выбор фаворитов. Недосказанностей многовато.
Оса отлично использует прием ненадежного рассказчика, мастерски манипулируя приемом изложения от первого лица. Опровергая только что рассказанное одним персонажем устами другого. Смещая акценты, переворачивая события с ног на голову. Или наоборот?
Изрядную часть сюжеты мы видим глазами Анны Франсис. Женщина, «сгоревшая на работе» во время гуманитарной миссии. Спасавшая жизни, по макушку погрузившаяся в беды жителей отдаленной страны. Практически утратившая контакт с 9-летней дочерью. Жутко уставшая, допускавшая ошибки, свершавшая ужасные поступки. На ней лежат самые сложные выборы и самые ответственные решения. Зачастую принимать их приходится в жутком цейтноте, не лучшем психологическом состоянии и с недостатком информации. Прям как в жизни.
Среди прочих персонажей выделяется Генри – бывший коллега Анны по министерской работе. Ее романтический интерес, душа компании с военным прошлым. Дающий в своих главах другой взгляд на события, уже описанные нам Анной. Раскрывающий настоящую подоплеку событий. Впрочем, даже у него шлейф роли длиной не отличается.
Остальные работают скорее подтанцовкой, порой наделены интересными, хотя и противоречивыми чертами характера, как-то любовь полковника к хорошему вину, соединенная с алкоголизмом.
Эрго. Детектив в легком антураже антиутопии с качественным использованием ненадежного рассказчика плюс изложения от первого лица. Размышляющий о вхождении во власть и жестких психологических играх. А вот недосказанность и практически не описанную альтернативку к сильным сторонам не отнесешь.