Генри Лайон Олди «Urbi et orbi, или Городу и миру. Дитя Ойкумены. Королева Ойкумены. Изгнанница Ойкумены». — М.: Эксмо, 2010-11 (Миры Г. Л. Олди, Стрела Времени). Вторая трилогия цикла Ойкумена.
Спор о путях развития, или Телепали, телепаем, и телепать будем!
Регина ван Фрассен долгое время была нормальным ребенком. Целых шесть лет. А потом выяснилось, что она – телепат. Счастье? Или проклятие? Для кого как.
Ясно одно – обычная жизнь для Регины закончилась навсегда. Специнтернат, обучение работе с даром. Дальше — взросление и практика на Ларгитасе, где любого телепата считают подарком судьбы, живым куском золота. Или нет?
Ведь не зря говорят, что талант – тоже патология. Отклонение от нормы. А у тех, кто от нее отклоняется, и жизнь выходит ненормальная.
Вторая часть «Ойкумены» (обзор первой тут, третьей тут , четвертой тут, пятой тут) — крупнейшего на сегодня цикла Олдей, посвящена в основном техноложцам. При этом заявляет один из главных конфликтов Ойкумены (о мире можно прочесть тут) – противостояние между теми, кто пошел по «физиологическому-животному» пути развития, и теми, кто остался в объятьях старой-доброй науки. Подавляющее большинство людей в мире будущего Олди, невзирая на тысячелетнюю эволюцию, психологически мало отличаются от нас с вами. Всегда есть свои и чужие. Нормальные и выродки. Те, с кем нужно поступать как с людьми, и те, с кем можно обходиться как с неразумным животным. Причем, как вы понимаете, такое отношение абсолютно идентично с обеих сторон конфликта. Разве что мантры, которыми его участники убаюкивают собственные мозги, отличаются.
«Город и мир», оставляя пока за скобками энергетов (кроме одного случая), знакомит нас с обществом техноложцев. На примере самого технологически продвинутого мира Ойкумены – Ларгитаса.
Это своеобразная утопия для пытливого разума. Рай для науки и ученых. Первое что привлекает внимание – способ управления государством, носящий название «наукратия». Собственно правление ученых мужей и дам. Тут в ходу титулы из седой древности, которыми награждают людей науки, достигших определенного уровня. Кавалер, барон, виконт, граф, герцог. А не банальные доцент или профессор. На самом верху удобно расположились самые натуральные короли науки, составляющие совет, обладающий изрядной властью, вплоть до вето на парламентские законы. Не говоря о том, что титул дает право на гражданство Ларгитаса для инопланетников. А гражданство Ларгитаса это вам не фунт изюму.
Как вы понимаете, при таком внимании местная наука не зря занимает первое место во всей Ойкумене. Сотни тысяч патентов на все мыслимые и немыслимые изобретения, заполонившие Галактику. Невообразимого уровня медицина, приборостроение, звездолеты, бытовая техника. Да что не возьми – Ларгитас круче всех.
Кроме одного. Источники энергии. Лишь в этой сфере ларгитаские технологии уступают физиологическим особенностям энергетов. И лишь в будущем (как говорят: в скором времени) обещают поспорить с гематрицами или аккумуляторами вехденов. Но «скорое время» еще когда придет, а живем-то сейчас!
Вот и смотрят жители нашего научного рая на энергетов, мягко говоря, косо. Их не берут в местные университеты. Точнее официально берут, а на самом деле… ну вы понимаете, недостаточный уровень знаний для поступления, что поделать. Им крайне сложно даже просто получить визу для посещения Ларгитаса. С визами тут вообще интересная история, ларгитасцы, которые цены себе не сложат, просто-напросто не дают туристических виз. Вообще. Попасть на планету можно лишь по служебной надобности или по приглашению местных, у которых на это дело существует не слишком обширный лимит.
Но основная проблема не в доступе на Ларгитас. Ойкумена, слава РПТ-маневру, велика, есть что посетить и кроме научной утопии.
А в отношении к чужакам. Вот к примеру, «Братство Людей» — группа радикально настроенная против любых энергетов. Есть настоящие люди – говорят его апологеты, а есть эники-беники — ходячие батарейки. Существа, идущие животной дорогой, нарушившие единственно верный человеческий путь развития разума и научного прогресса. Насекомые. Быдло. Компьютеры. Симбионты. Не люди – животные.
Вот и трещит по швам Ойкумена, раздираемая глобальным противоречием. Эдакий глобальный спор о путях развития гомо сапиенс. А это мы еще помпилианцев не коснулись, еще одного камня преткновения для всей галактики. О них Олдя подробно напишут позднее, в третьей трилогии.
Понятное дело, одним конфликтом энергетов с техноложцами авторы не ограничиваются. Кроме стержневого противоречия нас ждут еще масса противостояний. Явных и скрытых. Телепаты – обычные люди. Более развитые поклонники технического прогресса — менее развитые. Известное – неведомое. Привычное – непривычное. Цивилизованные члены Галактической лиги – варвары.
Сюда же примыкает тема цивилизационного шока, и прочих проблем, настигающих неразвитые народы при контакте с Галактической Лигой. Главной из них авторы видят полное отсутствие побудительных мотивов для развития и прогресса мира, одаренного благами Ойкумены. К чему придумывать велосипед, двигать свою науку, если все уже открыто и изобретено улыбчивыми инопланетниками. И преподносится вам на блюдечке. С одной стороны оно конечно так. Преодолеть тысячелетнее отставание с налету не выйдет. С другой – в рамках гуманистической Лиги обитатели любого варварского мира могут получать хорошее образование и начинать развитие науки с общегалактических позиций. Пусть не они, так их дети или внуки, те, кому повезет поиметь хороший интеллект и закончить приличный ВУЗ, вполне смогут прилагать свои усилия для решения действительно насущных и необходимых задач. А велосипедом можно будет воспользоваться придуманным на других планетах.
Любопытна также теория счастья через ограничения. Они, эти самые ограничения, если верить метрам ценольбологии – науки, изучающей общественное и индивидуальное счастье, натуральными двигателями прогресса выходят.
Но главной, пожалуй, «фишкой» трилогии стала Регина ван Фрассен. Не слишком часто нам выпадает счастье получить пред свои очи настолько наполненный и проработанный образ. Шикарный шлейф роли, причем возникающий у нас на глазах. Читатель познакомится с Региной в ее раннем детстве и проведет вместе с ней не одно десятилетие. От ее инициации как телепата. Через обучение в сцецинтернате. Дружбу. Познание своей силы. Взросление. Социализацию. Похищение. Любовные отношения. Войну. Сякко. Врачебную практику. Проклятый Шадруван. Разочарования. Победы. Потери. Милая девочка. Ершистый подросток. Молодая девушка. Взрослая женщина. Давно вы проживали вместе с другим человеком 40 лет его жизни? Подробнейшим образом прописанный персонаж, уже через сотню страниц ставший нам родным и близким.
И, кончено, стоит отметить непременные для Ойкумены контрапункты, еще больше раскрывающие образ, смешивающие времена, позволяющие поговорить и поразмышлять о многих важных вещах.
Именно через Регину мы близко узнаем еще одну особенность Ойкумены – телепатов. Изгоев и героев. Людей, ценимых и обихаживаемых на Ларгитасе, одновременно удерживаемых властями в ежовых рукавицах. Воспитанием, обучением, социализацией, законами, спецслужбами. Людей, чьи силы стали для них и даром и проклятием. Телепаты Ойкумены разделяются на несколько подвидов, о которых мы узнаем немало нюансов. Одной из самых завораживающих специализаций, доступных телепатам, является работа психира (пси-хирурга), близко с которой мы познакомимся опять же благодаря Регине.
Готовят их на Сякко – интересном культурном феномене в японском стиле. Сякко – доме таких милых зверушек как драконы, гарпии или химеры. Сякко – родине «шестеренок», месте подарившем галактике Тераучи Оэ и его эпохальную загадку про гуся. Сякко – красивейшей планете с астероидными кольцами и проделанными в них окнами для спутников и станций. Планете, позволяющей посмотреть в глаза Вселенной.
Что приятно, второстепенные персонажи, даже мелькнувшие у нас перед глазами один-единственный раз, без проблем запоминаются и обладают какой-нибудь интересной черточкой характера или психологическим штрихом.
Также мы еще раз столкнемся с голубой мечтой режиссера и вообще любого кинематографиста – фильмами, созданными арт-трансерами. Обеспечивающими полное погружение в происходящее. Причем как выясняется, зрителю доступны как варианты с сохранением собственного «я», так и с полным растворением в пространстве картины. Голливуд уже обзавидовался и истек слюной.
И, кончено, же с флуктуациями. Загадочными сущностями, маячащими на заднем плане в каждой книге цикла. Эти то ли хищники-пожиратели, то ли новый виток эволюции пока влияют на главных героев опосредовано, через знакомых и не очень людей. Но так явно будет не всегда.
А еще именно тут заявлена теория суб-цивилизаций, или суб-реальностей: «материализация коллективных метафизических представлений о мироустройстве», которая, может оказаться не просто теорией. Сюда же, к субреальностям — тема Мондонга с Шадруваном и загадки «шелухи».
Напряжение, как обычно у Олди, на высоте (особенно хороши сцены на Шадруване, планете, о которую обломала зубы хваленая ларгитаская наука). Философские размышления сменяются нешуточной опасностью для героев. Описательные сцены — всплесками экшена. Раскрытие образов — внешним действием. Внутренние переживания и конфликты — угрозой войны, вторжением, терактом или кровавым локальным конфликтом. С литературной точки зрения «Городу и миру» не посрамит высокую планку, заданную другими книгами Олди.
Эрго. Вторая трилогия цикла, посвященная техноложцам и всерьез заявляющая их конфликт с энергетами. Отличный образ главной героини, масса новых изюминок мира, качественное напряжение, проработка отношений жителей вселенной. Ойкумена набирает разгон.
Обзор первой части цикла тут
О мире Ойкумены можно прочесть тут