Крепкий орешек (Die Hard), 1988

«Приезжай в Калифорнию – отдохнем, развлечемся», или Босой человек в небоскребе

Офицер нью-йоркской полиции Джон Макклейн (Уиллис), отправляясь на рождество в Город Ангелов, не ждал от поездки ярких событий.

Да и не до того было. Ему предстояло попробовать склеить разваливающийся на глазах брак с Холли (Беделиа), получившей престижную работу в Лос-Анджелесе.

Кто же знал, что именно под Рождество в небоскреб, где проходила корпоративная вечеринка при участии Холли, заявится группа хмурых мужчин во главе с террористом Гансом Грубером (Рикман).

И Макклейн, оказавшийся в том же здании, станет для десятков заложников и своей «бывшей» единственной надеждой на спасение.

 

Без Брюса Уиллиса («Пятый элемент«, «Петля времени», «Сплит», «Стекло», «Сиротский Бруклин» ), и его фирменной кривой ухмылки, сложно представить как наше детство, так и кинематограф 90-х. Он стал, пожалуй, первым героем боевиков, привнесшим в этот обычно до жути серьезный и каменноликий образ неунывающую иронию и здоровую нотку сарказма.

Стартовой площадкой для Брюса стал как раз Die Hard, запустивший заодно, франшизу из пяти фильмов, увенчанную жутко неудачным проектом 2013-го. Скорее всего, последним в серии, но не факт.

Название ленты в лоб переводится как «жизнестойкий, живучий человек; упорный, несгибаемый; сопротивляющийся (до последнего)». А вот вариантов перевода в разных странах бытовал не один десяток.

 Уиллис жжет. Харизма молодого Брюса зашкаливает. Перед нами обычный нагловатый американский парень с обычными проблемами и обычными эмоциями. Обычный, да не совсем. Иронией можно повергнуть наземь сотню-другую американских террористов. А если б все копы Большого Яблока были столь же круты, город давно стал бы самым райским местом на Земле. Причем Уиллис, в отличие от того же Сигала или Арни, не раскидывает противников пачками со скучающим лицом. Не возвышается мускулистой глыбой над толпой. Не пугает врагов ростом или бицепсами. Не плывет белым лебедем над схваткой, а выживает — прикладывая максимальные усилия и знатный профессионализм. Неоднократно Джон спасается в самый что ни на есть последний момент, заставляя зрителя нервно выдыхать вместе с персонажем. Этот прием придает ленте некислое напряжение и ударную дозу саспенса. А затем Макклейн собирает волю в кулак, и, побитый, но не побежденный, из последних сил дает прикурить злодеям. А чтобы жизнь протагонисту медом окончательно не казалась — постановщики лишают его обуви, заставив носиться по этажам здания и битому стеклу босиком.

Злодеи также не подвели. Основным антагонистом выступает Алан Рикман («Алиса в Зазеркалье»), для которого Орешек стал первым голливудским проектом. Его Грубер изысканен, лощен, брезглив, умен, хитер. И чертовски опасен.

Хватает ярких, колоритных типажей и среди остальных членов банды. Белокурые, мощные, разве что стрелять не умеют, и время от времени по-глупому подставляются под пули. Но это проблема всех киношных злецов. Единственное, что удивило: террористы позиционируются как немцы, меж тем гораздо больше напоминая скандинавов — потомков викингов.

Фильм снят по роману Родерика Торпа «Ничто не вечно».

Что особенно приятно, «Орешек» стал не только путем в большое кино для двух отличных лицедеев, но и чуть ли не эталонным образцом боевика. Когда протагонист вовсе не стремится в герои, но, оказавшись в смертельно опасной обстановке, хош-не-хош вынужден взять на себя обязанности спасителя. Причем не только себя любимого, но и окружающих сограждан.

Нас ждет много стрельбы, правда, довольно бестолковой. В классической традиции 90-х: с очередями на весь магазин, бесконечными патронами, которые, как оказывается в финале, надо было считать.

Рукопашными схватками, увенчанными кульминационным сражением с белокурым гигантом русского происхождения.

Взрывами, пожарами, бронемашиной, полетом «вертушек».

Стеб над ФБР-овцами (Джонсон и Джонсон – это просто сказка! Как в Сайгоне!). И полицейским начальством.

Мягкий юмор в образах водилы лимузина и толстячка-копа. Пара-тройка фраз для истории.

Изрядная порция ностальгии по непуганым 90-м (бестолковые и наглые действия спецназа, коп без проблем летающий в самолете со стволом за пазухой, террористы как диковинка).

Приятно!

Эрго. Отличный боевик конца прошлого века с относительно молодыми Уиллисом и Рикманом, колоритными злецами, напряженными сценами спасения. Классика, одним словом.

Режиссер: Джон МакТирнан, Ренни Харлин, Лен Уайзмен

В ролях: Брюс Уиллис, Алан Рикман, Бонни Беделия, Александр Годунов, Джеймс Шигета, Уильям Сэдлер, Реджинальд Вел Джонсон, Франко Неро, Джон Амос, Дэннис Франц, Арт Эванс, Фред Далтон Томпсон, Джереми Айронс, Сэмюэл Л. Джексон, Коллин Кэмп, Лэрри Бриггмэн, Тимоти Олифант, Мэгги Кью, Джастин Лонг, Джеффри Райт, Мэри Элизабет Уинстед

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.