Алма Катсу «Глубина». — М.: Эксмо: Inspiria, 2022 г. (Серия: Universum. Дом монстров)
Призрачная гибель лайнеров, или Роковая Сделка
1916 год. Энни Хеббли, чудом спасшаяся после катастрофы Титаника, устраивается сестрой милосердия на его брат-близнец – госпитальное судно «Британик».
Воспоминания девушки о событиях четырехлетней давности сложно назвать полными и всеобъемлющими. Однако одно Энни помнит точно – беда Титаника заключалась не только в столкновении со злополучным айсбергом. На его борту кроме пассажиров и команды оказалось что-то потустороннее, способное изрядно навредить. А может и стать толчком к аварии.
И, похоже, эта история не закончилась с гибелью «Титаника».
Мистические истории, основанные на реальных (или околореальных) событиях, весьма интересный поджанр хоррора. Вспомним хотя бы шикарный «Террор». Американо-японка Алма Катсу, начинавшая писательскую деятельность любовно-фентезийной трилогией «Употребитель», следующие свои романы строит именно на сверхъестественных дополнениях к знаковым историческим происшествиям. Первый – «Голод» посвящен злосчастному походу Джеймса Доннера 1846 года (в Америке достаточно известное и обсуждаемое событие, у нас не очень). Второй – катастрофам Титаника и Британика.
Роман действительно немного напоминает работу Симмонса. К примеру, неторопливостью развития и не слишком быстрым появлением на сцене собственно мистики.
Радует «The Deep» также активным использованием «ненадежного рассказчика», а точнее целого ряда таких «рассказчиков».
Перед нами две практически равноценных временных линии: 1916 и ретроспектива рокового плавания Титаника в 1912.
Чуть больше времени автор уделяет все-таки арке былого. Погружая нас в первый и последний рейс «Титаника». Нарочитая роскошь бытия пассажиров первого класса. Просторные апартаменты, драгоценности, шикарные наряды, балы, бассейн, вино, курительные комнаты, спортзал и библиотека с тысячью томов. Большие деньги буквально лезущие напоказ из каждого «первоклассного». Не упоминаемый практически «второй». Демократический «третий» с тесными каютами по четыре человека и простыми нравами.
Да, «Глубина» в арке 1912-го порой активно перекликается с фильмом Кэмерона, что, наверное, неизбежно. Простые парни-боксеры, прогулка в глубины судна на палубу третьего класса, романтические встречи.
И, безусловно, картина гибели судна, с людским героизмом, подлостью, самопожертвованием и обреченностью.
На этом фоне антураж «Британика», адекватный разгару Первой мировой бойни, отличается разительно. Переделанные интерьеры, превращенные из храмов великолепной пышности в приют для раненых. Потерянные люди, многие без конечностей, оставленных на поле боя, кровь, вонь, рвота, отчаяние.
Добавляют перчинки в сюжет особенности эпохи, как то повальное увлечение оккультизмом, или использование в качестве лекарства кокаина, будто бы не вызывающего привыкания. Мило.
Действие развивается не спеша. Много внимания уделяется размышлениям персонажей, их внутренним переживаниям и сомнениям. Воспоминания нередко подводят хозяев, героев «накрывают» провалы в памяти, галлюцинации. Они по-разному воспринимают реальность, отталкиваются от ошибочных предпосылок, обманывают себя (и читателя), делают неверные выводы, подозревают друг друга во всех грехах. Создавая причудливую, неверную картину происходящего, которая из «разных глаз» смотрится абсолютно по-разному. Жизненно.
Основным героем назначена Энни Хеббли, однако периодически ведущая роль переходит к другим пассажирам.
Энни – скромная, тихая девушка из ирландской прибрежной деревеньки, с которой связана изрядная часть «непоняток», вроде пропавших и обнаруженных в странных местах вещей, имеющихся (или нет?) родственников, исчезающих отражений в стекле, возможных хождений во сне. Девушка, вместе со своей подругой Вайолет пережившая катастрофу Титаника, и отправившаяся в роковой рейс на его «близнеце». Девица «привлекающая безумие», в детстве встретившая (или нет?) Темную владычицу моря. Искренне уверенная в своих чувствах к одному из пассажиров и поверившая в ответные с его стороны.
А вот и он — Марк Флетчер, адвокат, запойный азартный игрок, потерявший в результате несчастного случая женщину, которую любил. Женившийся на их общей подруге Кэролайн, запутавшийся в своих чувствах к жене. Влипнувший в криминальную историю.
Кэролайн – активно «подсевшая» на то самое чудодейственное лекарство. Полная подозрений, пересматривающая отношение к супругу, поддающаяся слабости.
Мадлен Астор – юная беременная жена одного из богатеев. Воспитанная как призовая кобыла для охмурения кого-либо из высшего класса, и устройства жизни через брак. Тяжело воспринимающая беременность, предательство собственного расплывшегося тела. Ставшая мишенью ненависти и проклятий предыдущей жены Астора.
Уильям Стед – пожилой скандальный журналист и оккультист, не поддающий сомнению существование духов и призраков.
Современные гладиаторы — друзья-боксеры Дэвид Боуэн и Лесли Уильямс. Простак Дэвид и хитрюга-аферист Лесли, изображающий из себя телепата, активно охотящийся за наживой.
И еще некоторые второстепенные герои, попутчики, на первый взгляд никак не связанные друг с другом. Но все не так просто.
Персонажи активно изменяются на наших глазах, прямо во время плавания Титаника. И мы долгое время не уверены – за счет чего. Виной трансформациям мистический элемент, или нервы, истерия, собственные ошибки, психологические просчеты героев? Что уж говорить о тех, кто дожил до арки 1916 года. Метаморфозы налицо. Приятно.
Не обошлось в книге без модной толерантной «повестки». Боксеры, кроме товарищеских, испытывают друг к другу отнюдь не платонические чувства. Среди дам не редки лесбийские наклонности (скрытые или не очень). Вскользь зацеплено мужское пренебрежительное отношение к женщинам. Хорошо хоть расовая тема не поднимается. А что вы хотели? Без этого в современной западной литературе, похоже, никак.
Теперь пару слов о сверхъестественном элементе. Долгое время, как я сказал, он остается за кадром, мелькая резко похолодевшим воздухом, сотрясением предметов во время спиритического сеанса. Нечеткими видениями на краю зрения. Глюками и снами, связанными с водой. Рассказами местного «эксперта» Стеда об одержимости, «силе ревнивого сердца», о том, что «на воде духи более могущественны, чем на суше». Накручивая интригу, заставляя проводить собственное читательское расследование на предмет возможного истинного виновника катастрофы.
И лишь ближе к финалу ситуация меняется. Изящно, с неожиданными поворотами, завершая историю гибельной любви, недопонимания, роковых решений, ошибок, отчаянных попыток их исправить.
Да, женская рука автора видна невооруженным глазом. Романтические устремления гомо сапиенсов решают судьбы сотен людей, а мужчины зачастую оказываются лишь объектом действия милых дам. Но на самом деле с таким подходом вполне можно смириться. Все же некая доля истины в нем присутствует.
Эрго. Мистический взгляд на гибель неудачливых лайнеров под соусом «ненадежных рассказчиков». Хватает романтического антуража, и без «повестки» не обошлось, но читается с интересом.