Эд Курц «И создал из ребра я новый мир». — М.: АСТ, 2021 г. (Серия: Мастера ужасов)
Необходимые вещи на минималках, или Чада цирка и кино
Начало 40-х годов. Америка.
В маленьком городке Литчфилд только и развлечений было что кинотеатр. Одни жители с удовольствием следили за перипетиями фантастики и мелодрам. Другие – активно выступали против непристойностей, показываемых на экране.
Так длилось до той поры, пока с фильмом, посвященным преждевременному материнству, в город не наведалась передвижное шоу. А вскоре в отеле, где поселились его участники, произошло жестокое, таинственное убийство.
И, похоже, это было только начало.
Не особо оригинальный хоррор, стоящий «на плечах гигантов», способный, тем не менее, порадовать атмосферой 40-х и одним любопытным финтом.
Перед нами классическая история о Зле, пришедшем в провинциальный городок. Поначалу она вообще выглядит Нужными вещами-лайт. Неведомая сила, играющая на потаенных, забытых моментах из прошлого, цепляющая на крючок любопытства. Вот только Маккаммон строил такие саги гораздо интереснее. А Кинг еще и на порядок психологичнее. Тем паче разворачивается сюжет «Ребра» слишком уж неторопливо. Фактически треть романа представляет собой затянутую экспозицию.
Однако есть у книги один несомненный плюс.
Атмосфера начала 40-х. В мире бушует Вторая Великая бойня, и она уже докатилась до тихой американской гавани. Изрядное количество мужчин отправились за океан, а у молодняка появилась еще одна возможность порвать с опостылевшим провинциальным бытом. О том, что велик шанс не вернуться – задумывается немного народу.
А в благословенной Господом Цитадели демократии, царят самые что ни на есть неполиткорректные времена. Никакого тебе уважения к другому цвету кожи или сексуальной ориентации (о таких извращениях автор даже не упоминает). Изменил супруге/(гу)? Будь готов к немалому штрафу. Спутался с цветной дамой? О! Тут вообще все весело. ГГ хватило косвенных улик (судья прямых доказательств связи не увидел), чтобы потерять жену, работу, уважение общества. Его жизнь фактически уничтожена. Что уж говорить о пресловутой сегрегации – чернокожие люди второго сорта, как повелось испокон веков.
Мораль социума и простые семейные ценности нерушимы – любой намек на неприличное поведение как в быту, так и на экране вызывает волну гнева и осуждения столпов общества. В приличном отеле для поселения пары необходимо свидетельство о браке. Роль женщины сводится к заботе о муже и хозяйстве. Благо хоть сухой закон уже десяток лет как отменили – не нужно выпивку по подвалам прятать.
Пасторальные времена, одним словом.
Стоит отметить — автор не любит циркачей. Особенно в их передвижном, уже почти исчезнувшем варианте. В этом Эд не одинок. А вот к кинематографу испытывает теплые чувства.
Главные герои романа неплохи, жаль их тут всего двое.
Джордж Уокер, он же Джоджо. Некогда помощник шерифа, ныне «гостиничный коп», частный детектив, вышибала приглядывающий за порядком в отеле. Типаж с налетом нуара. Не снимает костюм, курит как паровоз, играет на скачках. Не чужд женских прелестей. До определенного момента. Ведь именно Джоджо тот самый глупец, спутавшийся «с чернокожей бабой». Вдобавок он болен редким синдромом Амбракса, либо синдром оборотня. Волосатость, если попросту, у парня повышена. Очень. Чтобы не выглядеть как йетти, Джорджу приходится бриться 2-3 раза в день. А еще он не помнит своего раннего детства. Совсем. Зато знаком с классическими трудами философов. Отнюдь не тупой дуболом.
Как и вторая протагонистка. Теодора Кевинью. Супруга владельца кинотеатра. Не особо общительная, довольная ролью домохозяйки, не особо нуждающаяся в сексе. Начитанная, думающая, способная к неожиданным решениям.
Вместе с основной парой Курц дарит некоторое количество второстепенных персонажей, создающих городскую массовку. Есть несколько пронзительных удач, но, в общем, они гораздо слабее главных героев.
Общая атмосфера романа достаточно гнетущая. Липкая жара, обволакивающая тело, лишающая сил. Безнадега в жизни главного героя. Презрение и холодность со стороны окружающих. Нагнетание обстановки. Загадочное убийство. Неаппетитные подробности происходящего.
Мрачненько.
И фантасмагоричненько. После экватора автор огорошит читателя целым букетом мистических, сюрреалистичных сцен с погружением в прошлое, магическими этюдами, альтернативными реальностями и неожиданными открытиями. Все не так, как кажется.
Ход с местом действия неплох. Как и с происхождением антагониста. И хотя, в конце концов, все опять же сводится к классике, то, как появился главгад, и чего он натворил, придает книге чуток остро необходимой ей оригинальности.
Эрго. Необязательный мистический хоррор с хорошей атмосферой 40-х, приятной парочкой героев, любопытными фантасмагорическими нюансами. Созданный в духе классики Кинга. О! Пожалуй, стоит перечесть.