Столкновение с бездной (Deep Impact), 1998
Если долго вглядываться в бездну, Бездна начинает вглядываться в тебя
Земле опять угрожает страшная опасность! Скромная, маленькая комета, размером всего11 километров, случайно замеченная учеником астрономического кружка Лео Бидерманом (Вуд), грозит покончить с жизнью на земле. Грохнется она не то, чтобы завтра, скорее через 2 года, но все равно неприятно. Ждали ведь конец света лет эдак через 5. Миллионов. А тут такой облом. Обидно.
Американское правительство времени зря не теряло. За год было вырыто убежищ на целый миллион человек. Правда, количество населения США немного больше чем миллион. Таких миллионов там приблизительно 270-280, но тут уж ничего не поделаешь. Чего успели, то построили.
Параллельно к комете отправлен российско-американский космический корабль «Мессия», с ядерными зарядами на борту. Экипаж которого должен пробурить 100-метровые шурфы, подложить туда бомбы, и разорвать комету к чертовой бабушке.
Однако к бабушке не удалось. После взрыва комета раскололась на 2 части и продолжила движение к Земле.
Стало ясно — катастрофа неминуема.
Фильм-катастрофа всегда был довольно популярным жанром. Сладко, сидя в удобном кресле с замиранием смотреть, как огромная волна сносит статую Свободы. Или полярный холод замораживает Нью-Йорк. Или… Главное, что тебе ничего не грозит.
Расцвет этого жанра начался с середины 90-х, и не прекращается до сих пор. Начинаешь задаваться вопросом, с чего это человечество снимает кучу картин, в которых с упоением уничтожает само себя?
Так вот. 1998 был особо плодовитым годом в этом аспекте. Помимо «Столкновения» на экраны вышел и пресловутый «Армагеддон» с до боли похожим сюжетом. Тут комета, там астероид. Невелика разница. Одинаково решение проблемы — взрыв агрессора. Только в «Армагеддоне» на этом креатив закончился. А в «Deep Impact» нет. Посему, несмотря на победу по деньгам ($349 464 664 – Deep, $553 709 788 — Армагеддон), картину Бея до сих пор называют самой идиотской развесистой клюквой 10-летия, а «Столкновение с бездной», несмотря на ряд недостатков, считается весьма неплохой фантастической лентой.
Наработки фильма Ледера в полный рост использовал Эммерих в недавнем «2012»: Ограничение по времени. Подготовка к спасению генофонда. Ноев ковчег. Простые истории простых американцев, попадающих в число избранных, и гораздо большее количество оставшихся на произвол судьбы. Рассказ об их судьбах и становится наиболее щемящей частью фильма.
Время, уделенное самому катаклизму, в Deep Impact несравнимо с тем же «2012». Режиссера больше интересуют психологические реакции людей, узнавших о неминуемой катастрофе. Большей частью поданые удачно и интересно. Вызывает разве что сомнение большое количество среди американцев людей с суицидальными наклонностями. А таких оказалось двое даже среди главных героев.
Действия юного Фродо еще можно объяснить первой любовью (хотя насколько проще было бы уломать девицу ехать с караваном. Там еще ее родители тормозили, как не в себя). Но поведение журналистки не поддается никакому логическому объяснению. Разве что режиссер захотел показать, что перед лицом конца света даже акулы пера становятся жутко альтруистичными.
Несколько сцен снято просто на высочайшем уровне. Стада вертолетов, покидающих обреченный город, например, пробрали просто до дрожи. И это после всех изысков «2012»!
«Deep Impact» никоим образом не идеален. Не обошлось без слезовыжимания. Без штампов естественно тоже. 5-минутный бег от цунами, которая конечно же, на миллиметры отставая от пяток бегущих героев, не дохлестывает до вершины горушки. Никто не сворачивает с забитых дорогами машин, ожидая конца с фатализмом самураев. Глава Белого Дома (Фримен) когда нужно по отечески заботлив, когда не нужно суров и радеющ за страну (а президент то черный! Задолго до Обамы. Они знали! Это заговор!).
Но даже эти ляпы, не состыковки, несуразности, шаблоны не могут до конца испортить простую, казалось бы историю. Простую, но снятую с душой.
Эрго. Один из лучших фильмов-катастроф, фактически определивший лицо жанра. Очень жаль, что его более раскрученные наследники (взявшие от «Столкновение с бездной» очень многое), за красивыми картинками и штампами забывают о людях…
Режиссер: Мими Ледер
В ролях: Роберт Дювалл, Теа Леони, Элайджа Вуд, Ванесса Редгрейв, Морган Фримен, Максимилиан Шелл, Джеймс Кромуэл, Рон Элдард, Джон Фавро, Лора Иннес, Александр Балуев, Майк О`Мэлли