Тяжелая рука Немезиды, или Женское отмщение
Полицейский Дамьен Каро (Фред Тесто) твердо знал, что никогда не увидит свою мать Жанну (Кароль Буке). И не потому, что она умерла, а по той причине, что его родительница, известная также под прозвищем Богомол, отбывает пожизненное за серийные убийства.
Так и было, до того момента, пока в Париже не объявился подражатель Богомола, на счету которого уже три смерти.
Жанна связывается с властями, выражая искреннюю готовность помочь в поимке маньяка. Выдвигая два условия. Перевод из тюрьмы в охраняемый особняк. И участие сына в расследовании.
Все вроде корректно, и помощь Жанны действительно оказывается к месту. Но так ли благородны ее намерения?
Полку небезынтересных маньяков прибыло. Сколько их уже было на нашем кинематографическом веку. И демонический Ганнибал, и целый набор психопатов из «Охотников за разумом» и безыдейный Фрэнк из «Маньяка», и зимние душегубы из «Снеговика» и «Мерзлой земли», и лондонский противник Скали из «Краха», и организационный гений Джо Кэрролл из «Последователей», и… со счету собьешься.
Но Жанна Каро в исполнении Кароль Буке выделяется среди всех, явно имея в идейных собратьях незабвенного Декстера. Жертвами Богомола становились не просто люди «от фонаря». А те, кто совершил зло. Она выдвинула своим манифестом очищение общества. Причем, посмотрев на эту проблему с женской точки зрения. Принявшись за отцов-насильников, кровосмесителей, любителей инцеста, извращенцев, мужей, бросающих семьи. Да, с одной точки зрения, ее методы сложно назвать приемлемыми. С другой – множество прекрасных дам на своем веку желали своим некогда любимым половинкам такого, по сравнению с чем померкнут любые злодеяния Богомола. Между желанием и его воплощением, конечно, пропасть. Но при таком количестве мужских «косяков», эта пропасть рано или поздно будет преодолена. Именно этот шаг и демонстрируют нам галантные французские кинематографисты. Жанна Каро стала воплощением Немезиды. Немезиды, как женщины. Страдающего ребенка. Милого, любящего создания, смертельно уставшего от наихудших мужских качеств. Вынужденного защищать себя и дитя. Выросшего позднее в мстительницу за весь женский род.
На самом деле искренне жаль, что постановщики не посвятили больше времени личности Жанны, выделив ей откровенно мало времени. Даже по тем моментам, которые мы видим, образ вышел сильным и до чертиков наполненным. Детская психотравма. Проблемы с отцом. Неверный выбор партнера. Материнский инстинкт и холодный разум. Периодически выглядывающий из-под спуда зверь. Сожаление о сломанной жизни, горечь от расставания с ребенком. Любовь и забота о сыне. Безжалостность, сломанная психика и тонкий расчет.
Дамьен уступает матери, хотя Фред Тесто старался, как мог. Еще один классический пример тезиса «все мы родом из детства». Мальчик, чей мир был разрушен дотла в его 10 мальчишеских лет. Лечившийся у мозгоправов, сидевший на препаратах, подверженный приступам агрессии. Мужчина, так и не оправившийся от предательства родительницы. Вычеркнувший ее из своей жизни, но не сумевший убрать из своей психики. Вынужденный всю жизнь лгать о той, кто дала ему жизнь (Дамьену сменили фамилию и убрали все документы о родстве с Богомолом). Не желающий иметь детей, и передавать по наследству свои порченные, как он думает, гены. Пошедший на работу в полицию, чтобы хоть в малой степени исправить зло, причиненное Жанной. Тесто создал образ замкнутого, погруженного в себя человека, с редкими приступами эмоций. Я в последнее время хорошо отношусь к актерским работам созданным на внутреннем посыле, без внешнего эпатажа, типа поздних образов того же Хабенского в «Географе» или «Коллекторе», но Тесто до лучших образцов не хватает того самого нутряного наполнения.
Вдобавок его персонажу еще и с супругой «подвезло». Мэнон Азем играет красивую, но поразительно тупую бабень, с упорством и грацией пьяного носорога допытывающуюся у муженька о его матери.
Несколько выбивают из колеи всеобщие «страдашки» по поводу родственной связи Дамьена с Богомолом. Особенно со стороны коллег. Вы серьезно думаете, что майор полиции, ребенком расставшийся с матерью-убийцей, и ненавидящий родительницу всей душой, будет хуже ловить ее подражателя? Ну, извините, неужто в парижской полиции настолько тупые следователи? «Слишком вовлечен», видите ли.
Главгад также несколько озадачил. Остросоциально, не спорю. Но использовать в детективе эту столь обожаемую на Западе тенденцию, как на меня, моветон.
Да и финальные действия полиции, мягко говоря, непрофессиональны. У вас только два парня успевали в точку «Б» на свидание со злодеем? Серьезно? В Париже, столице Франции, где копов должно быть как грязи? А зачем Жанне позволяют идти дальше по холму, после того как Люси оказалась в объятьях любимого? Пацан сказал – пацан сделал? И чего ждала «вся королевская конница», которая тут же должна была галопом мчаться наверх, поднимая дроны?
А вот нетривиальная структура сериала порадовала. Интрига тут поддерживается умело. Мы не увидим прямого как двери расследования, с неизбежностью асфальтового катка ведущего нас из точки «а» в точку «б». Сперва нам и полиции подбрасывают одного подозреваемого. Затем преступника быстро «сливают», и когда мы лихорадочно пытаемся понять, что же будет дальше, выясняется, что на самом деле все только начинается. Как только настраиваемся на продолжение банкета, нам вновь, довольно быстро, на экваторе сериала, выдают возможное объяснение происходящего. Появляется следующий кандидат, в котором мы и следователи практически уверены. Окей, гугл, говорит зритель, дальше то что? Но постановщики показывают, что у них есть еще порох в пороховницах. Зрителю начинает казаться, что он, наконец, понял подоплеку происходящего, и дело «дошло до триариев». Ан нет. Все наши предположения рассыпаются в прах уже через десяток минут. Все не так. Или так? Это убийца? Или невинный сломленный человек? Или… Запутали нас создатели сериала знатно.
Добавляют в блюдо остроты милые особенности la Belle France, типа французского «ГУЛАГа»: камере Богомола с огромным ТВ, компьютером, кухней и библиотекой позавидуют многие наши стесненные в жилищном смысле сограждане. Или гламурных красных повязок у полицейских, «идущих на дело».
Но главное что вместо обычной серийного истории убивцы La Mante стал просто образцовым психологическим проектом, исследующим отношения отцов (матерей) и детей в нестандартном антураже. За что потомкам Д’Артаньяна простое человеческое спасибо.
Эрго. Любопытный, но не без недостатков, психологический детектив-триллер-семейная драма с идейной маньячкой и мощным феминистическим посылом.
Режиссер: Александр Лорен
В ролях: Кароль Буке, Фред Тесто, Мэнон Азем, Паскаль Демолон, Фредерик Бель, Жак Вебер, Робинсон Стевенен, Элоди Наварр, Серж Рябукин, Жюльен Тортора