Харон в желтом Мерседесе, или Потрещим за жизнь/Исповеди под шашечками
Профессию Андрея на первый взгляд сложно было назвать необычной – таксист он и в Африке таксист.
На самом деле Андрей исполнял роль перевозчика и исповедника для мятущихся душ, оставивших на земле незавершенные дела. Помогая им осознать важные вещи, связанные с улетучившейся жизнью и отправиться дальше.
Но как сам Андрей получил столь нестандартную работу, и долго ли ему осталось ее выполнять?
Любопытный проект. Простой по структуре, сильный по наполнению.
Серии по 20 минут (пример «Мандалорца» (http://perekat.kiev.ua/the-mandalorian-мандалорец-сериал-2019/ заразен), весь проект по хронологии сравним с современным блокбастером), но тут этот прием оправдан. Пара минут вступительная сцена смерти, остаток времени — поездка с разговорными откровениями. В каждой части один (либо пара) пассажиров. Во время поездки поднимается одна-две важные темы, тревожащие гомо сапиенсов.
Как сохранить любовь. Не закрутиться в рабочих буднях и гипертрофированной ответственности, а помнить о самом главном – человеке, который рядом с вами. Как «не такому как все» выжить во враждебном мире. Подростку, оставшемуся без родительского тепла. Как не нужно вести себя с детьми. Этой теме посвящено две серии, показывающих противоположно неверные подходы. Ровно плохо, как поддавшись ревности, бросить бэби одного сражаться с социумом. Так и давить своего ребенка маниакальным родительским контролем («любовь строгого режима», он же «ради твоего счастья я испорчу тебе жизнь»), переходящим в откровенную подлость.
Поговорят со зрителем о подростковой жестокости, последствиях поступков, сокрушающей и портящей жизнь ревности одного ребенка к другому, наркомании, вине, искуплении, затягивающем быте, рушащем семьи, тенденциях жизни «в сети». Вечных тем «на подумать» постановщики подкинут зрителю с избытком.
И лишь после того, как пассажир сможет рассказать таксисту о своем незавершенном деле, главной тайне, застарелой боли, до костей волнующей жизненной ситуации, ему откроется переход на другую сторону.
Структура жизни после смерти, по мнению создателей Пассажиров, такова – есть те, кто получают прямой путь (вверх или вниз «по делам их»?). Есть пассажиры Андрея, исполняющие свой последний квест, затем отправляющиеся дальше. Есть те, кто остается на Земле в виде невидимых и неслышимых живым призраков. Их судьба незавидна.
Отдельное спасибо постановщикам за оптимистичность проекта. В большинстве случаев уходящие души, исповедовавшись (в некотором смысле получив отпущение грехов) оказываются в месте, с которым у них связаны самые лучшие воспоминания. Посмертие, где вас ждет то, что было лучшим в их жизни? Заверните, берем два.
Да и последняя поездка по городу, в котором жил, который любил, возможность еще раз посмотреть на него собственными глазами, впитать круговорот жизни, дорогого стоит.
Не позабудут в сериале и о социальных моментах. Связаны они в основном с молодым поколением. Четко понимающим, что их готовят к тому, чтобы «стать еще одной дойной коровой для государства». Наглым, по-другому чувствующим, не способным так легко пригибаться и обманывать себя, как старшее.
Центральный персонаж сериала таксист Андрей в исполнении Кирилла Кяро («Эпидемия»). С этой таинственной личностью связана стержневая линия проекта. Эдакий Харон-психолог, не просто подрабатывающий извозчиком в «душевозке», а становящийся последним живым человеком, с которым общается безвременно усопший. Андрей объясняет душам расклад, раскручивает их на откровенность, помогает докопаться до роковых тайн. Понять и принять свои ошибки, очистится, дать и получить прощение.
Хороший, душевный, ироничный мужик, способный день ото дня выслушивать потоки боли, отчаяния, грязи и роковых тайн.
С самим Андреем долгое время понятного мало. Как он попал на эту должность? Отчего видит души? Постепенно картина проясняется, если следить за намеками, разбросанными по сериалу, личность Харона в мерседесе формируется на наших глазах. Трагедия. Возвращение. Обязательства. Отдельная интрига связана со счетчиком душ, стоящим в машине. Крайне любопытно, что произойдет, когда он дойдет до нуля.
Еще одной сквозной линией становится любимая заправка Андрея с шикарными хотдогами, и продавщица с этой самой заправки.
Интересно, что Андрей, считающий себя неверующим, порой обращается и даже общается с некоей высшей силой («так и не понял, почему ты это допускаешь»).
В сериале много крупных планов, кадров, показывающих глаза, что обусловлено спецификой действия, почти все время проходящего в тесном салоне такси. Хватает городских панорам, как ночных, так и дневных, съемок с высоты птичьего полета, магистралей, заполненных автомобилями, помогающих разбавить камерность проекта. Что тоже логично.
Эрго. Приятный камерный мини-сериал, позволяющий поразмыслить о важных для каждого человека вещах.
Режиссер: Карен Оганесян
В ролях: Кирилл Кяро, Юлия Снигирь, Анатолий Белый, Екатерина Соколова, Вениамин Смехов, Андрей Бурковский, Юлия Ауг, Даниил Воробьёв, Сергей Гилёв, Егор Губарёв, Анастасия Уколова