Антология социальных ужасов, или Человек — самый страшный монстр
Неладно что-то в Цитадели демократии. То нищая девица своего ребенка благополучной бабе подкинет. То старшеклассник, не вынесший бессилия, безденежья и ответственности, начнет искать виновных не там, где надо. То благополучный на вид дядечка новую волну MeToo поднимет, на этот раз вполне обоснованную. То корпорация экологическую катастрофу учинит.
Не Соединенные Штаты, а натуральный Monsterland выходит.
А что до мистических чудовищ, нелюдских сущностей и прочих монстров, им только и остается нервно курить в углу. Сходя с ума от зависти.
Ведь никто из них не способен сравниться с самым главным монстром.
Человеком.
Давно бытует мнение, что самое опасное существо на земле – человек. Создатели Monsterland полностью и всецело согласны с этим утверждением. Соответственно главным источником хоррора в сериале выступают не вампиры, демоны или оборотни. А представители гомо сапиенсов.
Если верить тырнету в основу антологии лёг сборник хоррор-рассказов Нэйтана Бэллингруда «Озёрные чудовища Северной Америки». Кто бы объяснил, при чем к этому сериалу озерные чудовища?
Перед нами эдакая социальная антология, бичующая пороки, особенности западного общества и психологии его обитателей.
Сериал пройдется по экологическим катастрофам и корпорациям, допускающим кошмарные аварии, уродующие планету. Тлетворному влиянию бедности, толкающему нищебродов на ужасные вещи (обратите внимание на американскую особенность нищеты по Monsterland — каждый бедняк имеет, тем не менее, отдельный дом и машину). Замалчиванию развратных действий богачей. Стремлению перекладывать вину на кого угодно, кроме себя (да хоть на тень на стене!) – лень, невезение, случайность? — нет происки врагов! Теория заговора в лучшем виде («я ее никогда ее не видел — но она управляет моей жизнью»). Самообману ради достижения сиюминутной (или стратегической) выгоды. Тяжести ответственности. Проблеме психических заболеваний. Безоглядном любовном эгоизме. Смертельно-животворным иллюзиям, которые дарит это великое чувство. Тлетворной зависти. Разрушающей скорби.
Превалируют несколько тем, проходящих эдаким стержнем через несколько серий – проблемы бедности и то, на что они толкают, самообман, экологическая катастрофа, ее последствия. Имеется также одна сквозная философствующая героиня, возникающая в паре-тройке эпизодов.
Актеры в основном сериальные и не сильно известные (мягко говоря), но встречаются некоторые вызывающие смутное узнавание.
Взять хотя бы того же Чарли Тахэна («Сосны», «Готэм», «Касл-Рок», «Озарк»). Парнишка, кстати, порадовал, создав довольно интересный образ.
Джонатана Такера («Спящие», «В поле зрения», «Американские боги», «Мир Дикого Запада»).
Или Кейтлин Девер («Дж. Эдгар», «Менталист»).
Добавление мистики в это не особо аппетитное блюдо лишь позволяет показать описанные язвы социума, более выпукло и гипертрофировано. Зомби, оборотни, вампиры, демоны, русалки, колдуньи, прочие зловредные сущности. Даже падшие ангелы. Набор чудищ разнообразный и на любой вкус. Вот только что из этого набора реально, а что плод воображения героев — бабка надвое сказала. А вот человеки еще те монстры. Тут не поспоришь.
Поразмыслит сериал о религии, вине и воздаянии. Беспощадном давлении быта и безденежья. Жажде выбраться с социального дна. Мечтах юности, столкнувшихся с суровой реальностью. Интернет-общении, заменяющем реальную жизнь (а кто ближе онлайн-друзей в наше сетевое время?), интернет-истерии, диванных воинах. Несовершенной и дорогущей медицине («больница? вы выиграли в лотерею?»). Кризисе среднего возраста. Сексуальных домогательствах и борьбе с ними.
Проведет нас чуть ли не по всей Америке от мегаполисов до городков глубинки.
Постарается сделать некоторые серии непохожими на другие. Порой даже удачно. К примеру, стоит обратит внимание на находку с интернет-общением. Когда участники чата во время разговора будто реально перемещаются друг к другу, возникая как черт из табакерки рядом при включении интернета. Или игры с резкостью, расфокусом и подрагивающей камерой в серии про экологию.
Да, порой постановщики откровенно передергивают, например, рассуждая о детских психотравмах, связанных с насилием. Когда уже вполне взрослый мужик, не моргнув глазом ссылается на детские воспоминания, мешающие ему нормально учиться в ВУЗе. И порицая создавшуюся ситуацию, позволившую ему попасть в этот самый дорогущий универ. Забывая о том, что если бы мать не пошла тогда на сделку с совестью, у него были бы все шансы закончить жизнь под забором или в тюряге. У бедняков, как показывают нам постановщики в других сериях, жизнь не сахар.
Да и тяжелая жизнь матерей-одиночек вызывает вопросы. Оставим за кадром логический вывод о том, что предохраняться надо тщательней. Вспомним лишь о неплохо вроде как работающих в Штатах социальных службах.
Эрго. Социальная антология, бичующая общественные язвы, прикрываясь легким флером сверхъестественного.
Режиссер: Дезире Акхаван, Бабак Анвари, Эгил Эгилссон
В ролях: Кейтлин Девер, Джонатан Такер, Чарли Тахэн, Ди Думеби Эгбуфор, Мэйсон Шнейдерман, Тейлор Шиллинг, Роберта Колиндрес, Диего Агирр, Эринн Анова, Адриа Архона, Кэт Асьенцо