Дети времени, Чайковски А.

Адриан Чайковски «Дети времени». — М.: Э: Fanzon, 2020 г. (Серия: Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ)

Люди как боги? или Эдем для беспозвоночных/«Мы с тобой одной крови – ты и я» © Маугли

Люди издавна стремились уподобиться высшим существам.

У Авраны Керн, возглавляющей эксперимент по заселению отдаленной планеты обезьянами, и созданию у них разума, это получилось. Почти.

Когда все готовились пожинать плоды, что-то пошло не так.

Проходят тысячи лет.

К планете Керн приближается корабль колонистов, несущий последних представителей человечества. Обнаруживших, что эксперимент Авраны удался.

Вот только внизу их ждут их совсем не обезьяны.

 

 

Премия Артура Кларка за 2016 год, полдесятка номинаций, недурные отзывы. Отчего не ознакомиться?

Благо, книга оказалась достойной.

С ходу навевая массу ассоциаций с шикарным романом Вернора Винджа «Пламя над бездной» (http://perekat.kiev.ua/пламя-над-бездной-виндж-в/ ). Привлекая в первую очередь описанием возникновения и развития негуманоидной цивилизации, а также ее взаимодействия с гомо сапиенсами.

Перед нами две линии, поданные в чередующихся главах: мира Керн и колонистов. Линии, которые долгое время практически не пересекаются.

В рамках первой линии Чайковски знакомит нас с социумом Araneae sapiens. Правда, сапиенсами они становятся далеко не сразу. Мы увидим долгий путь, который благодаря нановирусу и мутациям не растянулся на миллионы, а уложился в тысячи лет. Ведь новому виду, «наследующему Землю», изначально были присущи любознательность, стремление к неведомому.

Мы увидим охотничье взаимодействие арахнидов, живущих в трехмерном мире. Их ткацкое искусство и двойной язык, использующий жесты, притопывание, дрожь, вибрации. Изобретение оружия и доспехов. Отсутствие материнского инстинкта и утилитарное отношение к потомству. Рождение юных особей, уже готовых ко многим жизненным неурядицам. «Понимание» — способность передавать по наследству умения, знание (и не только при рождении, готовые «базы знаний» пауки могут получать и во взрослой жизни – натуральная мечта ленивого студента!). Жестокий матриархат («место самцов в обществе – развлечение, украшение жизни самок») и любопытные особенности социальной структуры, типа отсутствия строгой иерархии. Гендерные нюансы, когда изначально более слабые самцы, которыми периодически еще и закусывают, пытаются найти свое место в новом социуме. Приручение местных «домашних животных» и прочие научные разработки. Города, использующие все достоинства трех измерений. Религия на основе математики. Мировая война за выживание вида. Смертельное сражение с болезнью. Религиозные войны между городами. Развитие социума и цивилизации. Уважение к чужой паучьей жизни.

Общество пауков разумных вышло у Адриана «на ура». Гармоничным, завораживающим, наполненным. Вот только арахнофобам лучше не воображать себя гостем этого мира . От сотен и сотен огромных (без малого метровых) пауков, даже читателям, не имеющим такой боязни, может стать не по себе.

Разумное (или близкое к разуму) население планеты Керн не ограничивается одними пауками. Муравьи, у которых под воздействием вируса развился некий самосовершенствующийся «механизм биологической дифференциации». Мураши (размером с ладонь) —  не обладающие интеллектом, сознанием и индивидуальностью по отдельности, вместе создают колонию (композитную форму жизни), способную действовать псевдоразумно, эволюционировать и приспосабливаться. Использовать ресурсы планеты и огонь, захватывать территорию, создавать технологии, выплавлять металлы.

А ведь имеются еще и морские обитатели со своей цивилизацией – ротоногие (жаль, информации о них почти нет). Натуральный парадиз для беспозвоночных.

Людская линия уступает своим конкурентам. В отличие от пауков – нечастых гостей в литературе, переселенцев мы повидали вдоволь. Колонисты, пытающиеся отыскать себе новый дом. Пробегающие мимо столетия. Члены основной команды, периодически выходящие из стазиса, пока остальные сладко дремлют. Надежды на наследие Старой империи (образование, исчезнувшее после столкновения возомнивших о себе ученых с суперфашистами из НУН). Внутренние конфликты, бунты, безумие, последняя надежда. Крепко, стильно, небезынтересно. Но на фоне сородичей Порции, смотрится послабее.

Когда обе линии сойдутся, мирного общения ожидать нелепо. Слишком далеки друг от друга цивилизации. Слишком многое поставлено на карту, особенно для людей. Слишком часто за свою историю гомо сапиенсы стремились решить дело силой.

Кстати, распутал ситуацию автор довольно нестандартно.

С паучьими героями ситуация забавная. Так как пауки живут гораздо меньше, чем люди, за время действия романа сменятся сотни поколений арахнидов. Автор выводит перед нами несколько собирательных образов пауков, носящих одно и то же условное имя. В частности Порция, которую мы увидим в варианте охотницы, исследовательницы, героини, воительницы-рыцаря, жрицы-ученой, воздухоплавательницы. Срез арахнообщества получается знатный.

С людьми ситуация попривычнее.

Холстен Мейсон — классицист, историк, специалист по языкам, протоколам, кодам и прочим особенностям Старой империи. Уставший мужчина, самый древний человек во вселенной (недолго), настоящий ученый, ставший свидетелем многих судьбоносных событий.

Иза Лейн – бортинженер, активная женщина, способная занять надлежащее место даже в социуме Порции, вступившая в битву за последних людей, когда это было нужнее всего.

И, конечно, доктор Аврана Керн. Воплощение смешения благих целей и махрового эгоизма, гордыни, самоуверенности и самомнения, безумный творец, несчастная женщина, взвалившая на свои плечи чрезмерную ношу. Нашедшая в себе силы переступить через ограниченность и сделать единственно верный выбор (мальчик, девочка? Какая разница!).

Религиозные мотивы занимают в романе немало места. Керн, самонадеянно сравнивающая себя с богом. Арахниды, сперва воодушевленные передачами с Посланника, создавшие вокруг него целую религию. Затем столкнувшиеся с тем, что прямое исполнение заветов «Бога» ведет их цивилизацию к пропасти. Моральной, идейной, духовной, формируя из них тех, кем они не являются.

В общем, заветы свыше слушайте, но и мозгами думать не забывайте, тонко намекает автор.

Эрго. Хорошая история о негуманоидном разуме – нечастом госте на страницах фантастики. Дарящая веру в то, что и у обитателей Земли – «существ, стремящиеся к разуму», есть шанс прекратить жить инстинктами и рано или поздно отыскать свою цель и место во вселенной.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.