Зверь внутри нас, или Незваный гость хуже татарина
1983 год. Экипаж космического спускаемого аппарата «Орбита-4» уже строил планы, чем заняться по возвращении, когда с кораблем что-то произошло.
«Орбита» все же приземлилась, ее командир Константин Вишняков (Фёдоров) восстанавливается после травм в закрытом институте посреди казахской степи.
К исследованиям здоровья Вишнякова привлекают врача-нейрофизиолога Татьяну (Акиньшина). Которая сталкивается с невозможными фактами, подтверждающими, что мы не одиноки во Вселенной.
«Жена астронавта» на российский лад? И сама «Жена» шедевром не была, чего ждать от ремейка. Однако «Спутнику» было решено дать шанс.
Оказалось, картина не копирует одного американского прародителя, вдохновляясь многими, может порадовать зрителя атмосферой Союза и некоторой интригой, несмотря на предсказуемый финал.
Ностальгическими реалиями СССР фильм пронизан с самого начала. Разборки вокруг излишне инициативного доктора. Космонавты — несколько месяцев «восстанавливающиеся» на закрытой территории. Вежливые ребята из Комитета Глубокого Бурения с предложениями, от которых невозможно отказаться. Аутентичная техника, электроника, одежда и обувь персонажей (кроме охраны). Обстановка помещений. Даже непременная борьба с людоедской системой на месте.
С матчастью, антуражем и мрачноватой атмосферой эпохи создатели ленты поработали от души.
Зачет.
Без нюансов, как полагается, не обошлось. Маловероятно, чтобы полковник КГБ мог творить на таком объекте все, чего его левая нога захочет, не ставя в известность центр. Подсидели бы бравого полкана как пить дать. Каждый майор желает стать полковником.
С зеками доблестный Семирадов как-то слишком уж вольно обходился.
И странноватые прицелы на автоматах охраны оставили в искреннем недоумении. Это что – мощная оптика на укороченных вариантах «Сучек»??? Зачем??? Нет, я понимаю, для того чтобы зритель проникся «крутостью» института. На эту же мельницу льет воду необычная форма местных вояк. Но выглядит все это странновато.
Неплохо поддерживается интрига. Поначалу мы, вместе с героиней, не понимаем (хотя догадываемся), что вообще происходит, и на кой черт ее сюда притащили. Позднее, когда слетает покров тайны, перед нашей докторшей встает сперва научная, а затем моральная дилемма. Жаль, завершение выглядит слишком уж читающимся. Правда, путей, способных привести к этому самому завершению, не один, и наблюдать за тем, какой именно выберут постановщики, довольно любопытно.
Особым размахом и темпом лента не отличается – проект довольно камерный и неторопливый.
Значимых персонажей тут ровно три штуки (не считая местного доктора). Или все же четыре? Они слабенько прописаны, обладают небогатым шлейфом роли и сыграны довольно сдержано. Но при этом не раздражают.
Татьяна (Акиньшина («Высоцкий. Спасибо, что живой»). Интересный персонаж. Настоящий врач, жаждущий спасти всех, не боящийся рисковать для блага пациента. Отличный специалист, наблюдательный, добрый человек. Переживший жесткие детские психотравмы. И сумевший с ними справиться.
Да, излишняя привязанность к пациенту выглядит слишком уж внезапной, яркой, мощной и несколько неестественной. Все же обычно для возникновения такого отношения требуется больше времени и общения. Но обстоятельства, а также некоторые нюансы биографии Константина, позволяют принять на веру эту условность.
Вишняков (Фёдоров («Сталинград», «Беглецы», «Дуэлянт«, «Аванпост«, «Ледокол», «Аванпост»). Человек, всей душой стремящийся в космос, совершавший ради вожделенного полета не самые благовидные поступки. Осознавший ошибки, пытающийся отыскать выход, стремящийся завершить незаконченные дела.
Фёдоров практически всегда играет настоящих, крутых мужиков, но делает это по-разному. Вишняков вышел у него сильным, самоувернным, но надломленным. Способным на подлость и на жертву. Эгоистом, сумевшим сделать правильный выбор.
Полковник Семирадов (постаревший Бондарчук («Белая гвардия», «Селфи», «Демон революции»; «Сталинград» , «Притяжение» – как режиссер) – изображает ласкового и вежливого чекиста, претерпевающего на наших глазах нехилую трансформацию. Из «чуть ли не ученого» на свет вылезет агрессивное, властное существо, готовое для достижения своих целей на что угодно. И в космос летать не пришлось.
Да, решив, что перед нами фантастика, создатели ленты не стали морочить голову хоть малейшим логическим обоснованием ТТХ Спутника. Мол, раз из космоса – то может так, вот так, и вот эдак. А если очень захочет – то и развотэтак. И головы отрывать на щелчок пальца. Но некоторые моменты (начиная с проникновения в «Орбиту») и продолжая неимоверной, прям-таки чрезмерной крутостью в бою, смотрятся слишком уж притянутыми за уши. Но то такое, можно и не обращать внимания.
Да, периодически фильм вызывает откровенное «дежа вю» — оригинальностью «Спутник» похвастать не может, использовав «потрошку» от множества голливудских фильмов.
Зато идейная подоплека в ленте имеется. От «Оружия – гарантии мира» — хитового принципа сильного, в исполнении всевластного полковника. До размышлений о страхе («Люди чемпионы по умению качественно бояться»). И морали, помогающей людям не становиться зверьми. Морали, которую олицетворяет Татьяна. Морали, способной сдержать зверя внутри, отодвинуть на задний план животные инстинкты, вплоть до самого основополагающего. Не поспоришь – дело нужное.
Эрго. Камерный триллер-хоррор с качественной атмосферой Союза, вменяемыми актерскими работами. Да, лента получилась местами недодуманной, изрядно предсказуемой, ничего нового постановщики нам не покажут, но в целом, уделить внимание творению Абраменко можно.
Режиссер: Егор Абраменко
В ролях: Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров, Фёдор Бондарчук, Антон Васильев, Павел Устинов, Виталия Корниенко, Наталья Швец, Алексей Демидов, Александр Марушев, Альбрехт Зандер, Александр Шам