Идеальное несовершенство, Дукай Я.

Яцек Дукай «Идеальное несовершенство». — М.: АСТ, 2019 г. (Серия: Звёзды научной фантастики)

Влечение к предельному Включению, или Нам есть куда стремиться!/Лестница от животного к Богу

29 век. Постлюди. Инклюзии. Инопланетяне. Невообразимые технологии и далеко зашедшая эволюция человеческого рода. 

Конкуренция. Интриги. Кланы. Покушения. Убийства.

И в центре этого всего праздника жизни — воскрешенный космонавт из прошлого. Согласно прогнозу — возможная причина войны.

А может и тот, кто способен перевернуть устоявшееся мироздание? 

 

Яцек Дукай, автор шикарных «Иных песен» (http://perekat.kiev.ua/иные-песни-дукай-я/ ) считается лидером современной польской фантастики (при всем уважении к Вегнеру http://perekat.kiev.ua/сказания-меекханского-пограничья-се/ ) , Гжендовичу http://perekat.kiev.ua/гжендович-ночной-странник-владыка/ ), Збешховскому http://perekat.kiev.ua/zbierzchowski-holocaust-всесожжение-збешховский/ ) и прочим ясновельможным панам,  так оно, пожалуй, и есть). Посему Perfekcyjna niedoskonałość  написанное еще в 2004, и лишь в прошлом году добравшееся до наших пенатов, ожидалось с огромным интересом. 

Дукай не подвел. Роман интересный, и как всегда у Яцека, не самый простой для восприятия.

Перед нами будущее «900 лет спустя». За это время на Земле и вокруг многое изменилось (а многое осталось прежним).

Человечество совершило таки долгожданный рывок, выйдя за границы обычных хомо сапиенсов. Правда, далеко не все, а лишь ничтожная его часть. 99 процентов людей напрочь отказываются играть в игры с восхождением по кривой прогресса HS, удовлетворяясь нехитрыми развлечениями и не являясь гражданами Цивилизации человеков.

Серди остальных, кроме собственно стахсов (Standard Homo Sapiens), имеются постлюди (Post-Human Being), внекосмические компьютеры, слабопостижимые, многогранные инклюзии и еще некоторое количество забавной выхухоли. Это не считая самых натуральных алиенов нескольких рас.

Большинство из них существуют на нескольких уровнях реальности, причем порой одновременно: в материальном мире и в виртуале, могут пользоваться разными комплектами чувств, управляя десятками манифестаций себя любимого, находиться в куче разных мест одновременно. Что уж говорить о такой мелочи, как моментальная смена вкусовых предпочтений: от тошноты до искренней любви к определенному блюду.  

Кривая прогресса хомяков разумных (и не только) ведущая от стахсов к инклюзиям неплохо продумана и обоснована.

Жаль, особых психологических отличий людей будущего от наших современников, мы не увидим. Те же интриги, те же попытки стать самой большой жабой в болоте, те же убийства и гордыня.

Зато наблюдать за постлюдми, с их неординарным отношением к полу, способом существования — одно удовольствие. Особенно крышесрывным становится начало романа, наполненное терминологией будущего, нестандартными словесными, языковыми конструкциями, полностью отрицающими привычные гендерные подходы, сперва дико похожими на опечатки («Максимилиан следилу за ними сквозь вино, сквозь дракона, сквозь хрусталь. Сейчас ону сгустилусь на Плато едва ли не точечно, оставив прочие свои манифестации», «Я былу приглашену на свадьбу – и прибылу»), резкими многоуровневыми сменами планов и пластов от лица фоэбе. Использованием знаков препинания для передачи разных уровней общения и восприятия постлюдей. Натуральный срыв башки. К которому, по счастью, довольно быстро привыкаешь.

Но и без обычных (почти обычных) людей Дукай нас не оставит. Те самые стахсы, достигшие нехилого долголетия (с помощью архивации воспоминаний, личности и подселения их в случае смерти в другое тело), вовсю пользующиеся ископаемой стайностью/клановостью, чувствуют себя в мире будущего весьма неплохо.

Локация романа многообразная и богатейшая. Отслеживать нюансы будущего Дукая становится одним из интереснейших занятий во время чтения. Яцек познакомит читателя с метафизикой, по законам которой живет его мир, и прочими научными достижениями 29 века. В частности, внушает идея Сол-Порта – недетские забавы с пространством-временем. Концепция Плато. Да и использование нескольких времен порадовало. Как и фантасмагоричные приключения протагонистов в Мешке.

Ведь перед нами крепкая научная фантастика со смелыми идеями, любопытными мыслями и предположениями.

Не оставит автор читателя без местной бурной политической жизни. Конфликты, разборки и дуэли (!) меж кланами, стахсами, горизонталистами, вертикалистами, фоэбе, инклюзиями, деформантами. Жизнь кипит!

Качественными получились и ведущие персонажи.

Анжелика Мария Макферсон — младшая дочка стахса Макферсона, семнадцатое его дитя согласно Старой Традиции. 19 летняя девушка, воспитанная в африканском монастыре иезуитов. Дитя Африки, которому папаня поручил шефство над его собственностью.

Адамом Замойским. Астронавтом из далекого прошлого, восстановленным из останков на борту старого космического корабля. Человеком, которым не должно было быть на этом звездолете. Лишенным памяти гостем из прошлого, пытающимся постигнуть напрочь изменившийся мир будущего. Загадочным субъектом, хранящим в глубине немало тайн, ставшим причиной судьбоносных событий. Нашим проводником, своеобразным воплощением ошарашенного читателя во вселенной Дукая. Радует Адам серьезным развитием, потихоньку превращаясь из первобытного человека в полноправного участника событий.

Наблюдать за отношениями этой парочки, их трансформацией, интересно, и интересно весьма.

Как вишенки на торте – виртуальность, которая гораздо больше чем виртуальность. Разговорчивые кони-генималы. Чрезмерно могущественные и не очень эффективные Войны. Вопросы воспитания, взросления. Размышления о сути человечности, самотождественности, идентификации себя. И, конечно, любовное описание Черного континента («Африка – это мужчина, его гнев и наслаждение никогда не длятся слишком долго»), наполненное путешествиями по саванне, охотой, ночами под бескрайним небом, уважительно–убийственным отношениям к слонам.

Стоит отметить частое использование оборванных фраз в диалогах. Жизненный прием – как часто во время разговора собеседник дает вам высказаться до конца? Или вступает в полемику, не дослушав ваших аргументов? Так отож.

Да, финал, при желании легко назвать «открытым» (ходили слухи, что Дукай планировал продолжение, однако, по-видимому, оно в планах и осталось), но, в принципе, историю пана Замойского можно счесть завершенной.

Эрго. Непростое для восприятия (особенно в начале, пока не привыкнешь в авторскому стилю), но поразительно атмосферное путешествие в будущее по Дукаю. Масса размышлений о пути развития разума, человечности, завораживающая картина грядущего. Вещь сложная, но достойная. 

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.