Дом с прислугой (Servant), сериал, 2019 —

Моя волшебная няня, или Беготня вокруг младенца/Ты же мать?

У семейства Тернер все было в ажуре. До той самой поры, пока не умер их трехмесячный сынишка.  

Для Дороти Тернер это стало ужасным ударом. Чтобы помочь ей оправиться, подруга порекомендовала использовать терапию временной замены – вместо умершего мальчика положить в его кроватку «живую куклу»-реборна. Женщина с ходу приняла условия игры, напрочь позабыв о потере.

Что самое удивительное, молодая няня Лиэнн, которую наняла Дороти, также стала вести себя с куклой, как с обычным младенцем. И это не последняя странность, которая ждала Шона и Дороти Тернер с появлением в их доме очаровательной Лиэнн.

 

М. Найт Шьямалан («После нашей эры» (http://perekat.kiev.ua/после-нашей-эры-after-earth-2013-рецензия-обзор/ ), «Сплит» (http://perekat.kiev.ua/сплит-расстройство-личности-split-2016/ ), «Стекло» (http://perekat.kiev.ua/стекло-glass-2019-макэвой-уиллис/ ), специфичный, хотя и атмосферный постановщик. Который в последнее время за созданием антуража частенько забывает о сюжетной логике.

Атмосфера его нового проекта на высшем уровне. С первых кадров Манодж с коллегами начинают нагнетать обстановку. Ночные пустынные улицы, барабанящий по крышам дождь, тревожная музыка, звон колокольчиков, непонятные звуки из ниоткуда. Возникающая на пороге няня, талантливо держащая мхатовскую паузу. Противоположные реакции на ее появление четы Тернер. Серьезный нежданчик в финале первой серии. Непонимание происходящего у отца семейства. Паранойя растет и крепнет. И не только у отца, зритель тоже пребывает в полнейшем недоумении. С чем мы имеем дело? Криминальными элементами? Хитрыми мошенниками? Мистическими силами? Помутнением рассудка? Этот вопрос останется с нами почти до финала. Интригу и саспенс Шьямалан способен сделать из чего угодно, даже из прохода по коридору или банальной слежки за няней. На эту же мельницу льют воду операторская работа, к примеру: диалог рук, танец черной и белой обуви, или домашних туфлей и дырявых ботинок. Частые «крупняки» с прямым взглядом в камеру, явно подразумевающие более тесное приобщение зрителя к происходящему. Круговые кружения, с пристальным разглядыванием калейдоскопа лиц с разными выражениями. Плавное скольжение в темную даль коридоров.

Servant (прямой перевод названия — «Служитель») оказался камерным проектом, 99 процентов действия которого происходит в стенах того самого дома с прислугой. В люди мы выходим лишь благодаря взглядам из окна, репортажам Дороти (она тележурналист) да редким скайп-контактам. В наличии также пара-тройка флеш-беков (один занимает эпизод почти целиком).

Длятся серии по полчаса (явное алаверды Диснею с его «Мандалорцем»). Развивается сюжет крайне неторопливо и плавно, претерпевая любопытные метаморфозы. Сперва кажется, что неприятности проистекают из одного источника. Постепенно мы получаем чуть больше информации, понимая, что все не так просто, происходящее имеет не двойное, а минимум тройное дно. Или четверное? Затем вскрываются дополнительные обстоятельства, и еще одни, и еще. О! а вот и мистика пошла. Свои теории объяснения происходящего приходится пересматривать несколько раз. За игры со зрителем Шьямалану «пятерка».

Актеры тоже отработали неплохо.

Режиссер заботливо рисует перед нами быт четы Тернер – небедных владельцев большого особняка с подвалом, заставленным коллекционными бутылками дорогого вина, гардеробными, наполненными сотнями пар обуви. Особняка, ветшающего на глазах и имеющего свою историю.

Дороти (Эмброуз («Секретные материалы») – экзальтированная, суетливая, болтливая, «поехавшая крышей» женщина, сама себя считающая решительной, уверенной, ответственной. А гениальную подругу-«…логиню», которая посоветовала ей идею с живой куклой (любопытно, этот «психологический» прием действительно применяется?), я б к живым пациентам на пушечный выстрел не подпускал (зато потом, как всегда, все жутко умные). Вместо того чтобы пережить боль, справиться с ней, ребенка из приюта взять, в конце концов, Дороти консервирует ситуацию, создавая иллюзорную реальность. И эта иллюзия крепнет с каждым днем, ломая ее психику. Не удивительно, что она «подвисает», удивительно, что она не свихнулась полностью еще до приезда няни (хотя это еще с какой стороны посмотреть). Будем честными, ситуацию, показанную в сериале, в реальности представить сложно. Скорее как некоторую аллегорию, с помощью которой постановщики намекают нам на особенности извращенной человеческой (в частности женской) психики, способной на создание причудливых конструктов, подмену понятий, полный уход от реальности. Особенно когда дело связано с основными инстинктами (а материнский один из них).

Шон (Кеббелл («Боевой конь», «Гнев титанов», «Планета обезьян: Революция»,   «Варкрафт», «Голос монстра», «Бен-Гур», «Золото», «Планета обезьян: Война», «Конг: Остров черепа») – перфекционист, фанат кулинарии, повар-консультант, испытывающий серьезные профессиональные проблемы и «непонятки» с занозами. «Избалованный эгоист, критичный к людям» (по словам Дороти), как и полагается мужику, перенес смерть ребенка поспокойнее. Хотя страдает не меньше жены. На его примере нам показывают, как меняется отношение к некоему раздражающему фактору. Отрицание, постепенное обнаружение позитивных свойств, приятие.

В его ведении также милые кулинарные моменты с жестоким убиением угрей, сниманием с них кожи, варкой лобстеров живьем, поеданием сверчков, препарированием рыбы и кальмаров etc. Высокая кухня, блин — еще одно извращение.

Брат Дороти Джулиан (Гринт) – рыжий, циничный любитель выпивки и не только («72 килограмма, в основном кокаин»), горой стоящий за сестру, но не всегда способный устоять перед женскими чарами или неожиданным поведением оппонента.

Лиэнн (Тайгер Фри) – самый таинственный персонаж. Юная, милая, тихая. Набожная аккуратистка, мечтающая о счастливом браке и своих детях. Выглядящая то наивным ребенком, то умственно отсталым подростком, то умудренной женщиной. Таящая внутри массу секретов. Способная удивить, и не раз.

Несмотря на скромный хронометраж серий, проект местами кажется откровенно подзатянутым. Да и с логикой поступков у героев сериала, мягко говоря, нелады, а уж их доверчивость просто поражает. Особо отличаются мужчины семейства Тернер. Упорно пускающие дело на самотек, игнорирующие (забывающие?) крайне странные события, производящие странные телодвижения вместо выяснения ситуации (типа «всем удобно»? Так вроде не всем и не настолько). Тот же Шон «не додавливает», не старается разузнать все, что только возможно, пусть доведя дело до конфликта, а удовлетворяется туманными фразами. Да и братец туда же.

В седьмой серии многое начинает складывается (спасибо барбосу). Но развязка, к которой привели постановщики, как на меня, несколько разочаровывает. Можно было бы придумать твист поинтереснее для завершения (пускай даже промежуточного) столь напряженной истории.

Эрго. Атмосферный, камерный, неторопливый (порой даже слишком) триллер об извращениях людской психики, с отлично созданным саспенсом, вменяемыми актерскими работами, любопытными играми со зрителем. А вот с логикой поступков и чрезмерной «водой» имело смысл поработать еще. Да и финал несколько недотянут.  

Режиссер: М. Найт Шьямалан, Лиза Брюльманн

В ролях: Лорен Эмброуз, Тоби Кеббелл, Нелл Тайгер Фри, Руперт Гринт, Филлип Джеймс Браннон, С.Дж. Сон, Джеффри Моуэри, Родни Джонс, Сара Бирманн, Рональд Мелтон Брэкстон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.