Циничный ответ Поттеру, или Sex, drugs, magic
Юный Квентин Колдуотер (Ральф) никак не мог найти себя. Казалось бы: на носу выпускной, а там и колледж, все впереди, живи и радуйся! Но нет. Парню хотелось странного. Карточные фокусы, слава «ботана», увлечение фентези.
Не зря. Оказалось у Квентина есть магические способности, открывающие дорогу в школу волшебства Брейкбилс. Ну теперь то все в ажуре?
Но снова здорово! В первые же недели Квентин узнает, что им интересуется жуткое зло из иного мира. Тот, кого называют Зверем. Тот, кого боятся даже преподаватели Брейкбилса. И похоже Зверю нужен не только Квентин. Под ударом оказывается гораздо больше, чем один перспективный волшебник. И это далеко не все проблемы, ожидающие Кэва со товарищи в будущем.
Магические академии после творения Роулинг стали настоящим трендом в юношеской фантастике. Американец Лев Гройсман за свою версию волшебного обучения даже получил награду Alex Award (10 лучших книг в жанре янг-эдалт). Книга в свое время меня не заинтересовала, а вот сериалу спустя несколько лет, я решил дать шанс. Тем более в период отсутствия интересных фантастических новинок.
Проект оказался далеко небезгрешным, но потратить на него время, в принципе, можно.
Перед нами две линии, экранное время между которыми разделяется где-то 70 на 30 %. Первая – приключения в Брейкбилс. Эдакий Поттер для старшего школьного возраста/первых курсов института, с вечеринками, сексом (показанным весьма целомудренно), пьянками, травкой. Реалистично. Внимания обучению уделено гораздо меньше, чем у Роулинг, аудитории местного Хогвартса мы будем посещать не часто. Больше времени посвящено взаимоотношениям главных героев, и погружению в атмосферу волшебного мира.
Основных протагонистов из Брейкбилс у нас ровным счетом четыре штуки, не считая забавной пары старшекурсников Марго и Элиота, которые получат свои минуты славы. Чудес актерской игры нам не покажут, типажи достаточно стандартные, да и с эмоциями чаще всего беда. Хотя постановщики с большим или меньшим успехом пытаются раскрыть перед зрителем всю четверку.
Квентин Колдуотер (Ральф, местами до одури похожий на Александра Петрова («Притяжение», «Гоголь», «Т-34») – основной сюжетообразующий персонаж. Несоциализированный, скромный, застенчивый, «зашуганый ботан», фанатеющий от детского фентези, увлекающийся фокусами, жаждущий отыскать настоящую магию. Похоже, очередной вариант «избранного» (хотя есть нюансы), слишком уж много намеков на такую возможность отпускают преподаватели, да и интерес «Зверя» не случаен. Персонаж потихоньку развивается, порой показывая не самые приглядные качества (снобистское отношение к Джулии).
Брутальный юноша Пенни (Гупта) – обладающий редчайшим даром путешественника, способный телепортироваться не только в пределах Земли, но и в другие миры. Да и в астральном теле прогуляться при случае не прочь.
Элис Куин (Тейлор Дадли («Превосходство»). Эдакий синий чулок-очкарик со внушительным бюстом. Романическое увлечение Кевина. Потомственная волшебница с огромным потенциалом. Своеобразный аналог Гермионы.
Цыганка Кейди (Тейлор) – «оторва» с криминальными наклонностями, которая в процессе порадует однокурсников парочкой сюрпризов.
Отношения внутри этой группы непростые. Кэв соперничает с Пенни, одновременно поглядывая в сторону Эллис. Кейди спит с Пенни, используя его в своих целях. Эллис нуждается в помощи Квентина. Кэв периодически спасает Эллис, та отвечает ему взаимностью.
Студенты играются со смертельно опасными заклинаниями, регулярно совершают глупости, повторяя их по нескольку раз. Лишь благодаря чистой удаче и произволу постановщиков вследствие действий Кэва и компании народ гибнет не сотнями, а всего лишь единицами.
Учебные будни периодически перемежаются обрисовкой угрозы со стороны непостижимого Зверя, а затем ее воплощением и ожиданием дальнейших действий врага. Внутренними метаниями подростков. Внешними отношениями со старшекурсниками, преподами и друг с другом. Романтическими терзаниями. Потерями и обретениями. В общем, скучать студентам Брейкбилса откровенно некогда.
За вторую линию проекта отвечает в основном Джулия (Маив) — старая подруга Квентина. Девушка с магическими способностями, провалившая экзамены в Брейкбилс. Оказывается кроме дипломированных чародеев в реальности The Magicians имеются также недоучки-колдуны. Те, кто не дотягивают по знаниям до настоящих волшебников, но способны использовать магию в своих корыстных целях. Банкомат обчистить, собственную самооценку поднять, над маглами (этот термин тут также в ходу) поглумиться. В общем, худшие из лучших, как пить дать.
Порадовало отношение создателей сериала к магии. Магия – это конечно прекрасно, говорят они, но вполне может стать не даром, а тяжелым бременем. Это не панацея, со многим справиться не в состоянии. Это лишь опасный и могущественный инструмент, а как его использовать — решать тебе. Магия приходит не с талантом, а с болью. Способности волшебника усиливаются от проблем. И тому подобные не слишком оригинальные, но нечасто используемые в young adult литературе (и кино) идеи.
Волшебство в сериале комплексное. В основе «распальцовка» — магия жеста, дополняемая словесными конструкциями, в особо тяжелых случаях использованием ингредиентов. Видов магов тут с избытком. Физики-телекинетики, телепаты, целители, телепортеры, хозяева стихий, создатели иллюзий. Кто на что горазд.
Спецэффектов, к сожалению, «не сады», что называется: бедненько, но чистенько. Пара-тройка приятно показанных видов магвоздействий, «мотыльковый» Зверь, собственно все.
Без юмора постановщики нас не оставят. Он вышел изрядно неполиткорректным, циничным, брутальным, порой ниже пояса. Как вам занимающиеся любовью магические книги, или Марго, с придыханием вспоминающая подвиг Екатерины Великой? Не обошлось, понятное дело, без стеба и прямого цитирования Гарри Поттера. Есть забавные ответвления, типа серии в дурдоме.
Хватает мрачных моментов на грани ужастика (одни глазки декана чего стоят). Неплохо подано нарастающее нагнетание обстановки. Увлекает ожидание и воплощение неприятностей.
Да, актеры смотрятся слишком взрослыми для выпускников. Хотя с нынешней акселерацией кто знает.
Да, проект откровенно вторичен по отношения к работе Роулинг (да и у Льюиса взял немало), и скорее всего, появился как более циничный и взрослый «наш ответ Чемберлену» (хотя последние тома Поттера тоже сложно назвать детскими).
Да, герои порой ведут себя чересчур глупо даже для тинейджеров. Не сработало один раз, навлекли на свою голову кучу проблем? Попробуем еще раз. А затем еще.
Да, периодически внутренние терзания малолеток начинают надоедать. А преподаватели тут исключительно для мебели, исключая Маяковского (и Элайзу они бездарно слили).
Не знаю, буду ли смотреть сериал дальше (в 2020 ждут уже пятый сезон), хотя клиффхэнгер хорош, тем более по отзывам в следующих сезонах недостатки проекта все больше лезут в глаза, но дебютные 13 серий можно отсмотреть не без удовольствия.
Эрго. Небезгрешный, но местами любопытный подростковый сериал про «реалистичную, взрослую» магическую школу. Эпатажно, но без фанатизма. Цинично, но без откровенности. Попытка угодить и вашим и нашим. И бунтующим старшеклассникам, желающим хардкора. И романтичным натурам, стенающим по волшебной поре молодости. Бюджетно, иронично, глуповато, пубертатно, жестко. В целом, имеет право на жизнь.
Режиссер: Скотт Смит, Майк Кэхилл, Ян Элиасберг
В ролях: Джейсон Ральф, Стелла Маив, Оливия Тейлор Дадли, Арджун Гупта, Хейл Эйплмен, Саммер Бишил, Джейд Тейлор, Рик Уорси, Роуз Листон, Чарльз Межер, Кейси Рол, Дэвид Колл, Майкл Кэссиди, Ханна Левиен, Энн Дудек, Эсме Бьянко, Джесси Люкен, Темби Лок, Сачин Сахель, Эми Пьетц, Брайан Ф. О`Бирн, Хиро Канагава