Двойной удар, или Теневой визит
Аделаида Уилсон (Нионго) со своим мужем и двумя детьми приезжают отдохнуть в домик на берегу океана. Отпуск ее не особо радует, ведь именно в этих краях с юной Аделаидой произошла пугающая и травмирующая история.
Казалось бы, что за мнительность: где детство, а где нынешнее время, успокойся и получай удовольствие – убеждает женщину супруг. Однако права оказывается именно Аделаида.
Ведь уже ближайшей ночью на пороге их уединенного дома появляются четверо незнакомцев с откровенно недобрыми намерениями.
Актер, режиссер, сценарист и продюсер и Джордан Пил («Чёрный клановец»-продюсер (http://perekat.kiev.ua/чёрный-клановец-blackkklansman-2018-расизм/ ) стал известным после ужастика «Прочь» (http://perekat.kiev.ua/прочь-get-out-2017/ , отхватившего «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и тепло встреченного как критикой так и зрителями. Следующей режиссерской работы Пила ждали с нетерпением, интересно было узнать: это был единичный успех или на постановочном небосклоне появилась новая звездочка.
Джордан скорее подтвердил свой талант, чем нет, но при этом Us вызывает больше неприятных вопросов к постановщикам, чем Get Out.
С самого начала лента играет с зрительскими ожиданиями, регулярно при этом их обманывая. Кто перед героями? Мистические существа? Духи? Пришельцы? Маньяки? Сумасшедшие? Что мы смотрим? Хоррор с существами из иных измерений или триллер про психопатов? Ужастик о привидениях, или социальный боевик о людской природе? Долгое время определенного ответа зритель не получит.
Вот перед нами мелькает исследование заторможенной реакции современного человека на опасность (пока соберется с мыслями – глянь, уже помер). А вот оно уже плавно перетекает в демонстрацию того, как тонка обертка цивилизации на вполне себе звериной натуре каждого гомо сапиенса (и уже начинается выяснение, кто главный убийца в семье). Вот мы видим социальные нотки о несправедливости, угнетении и теневом мире, а вот они превратились в революционный порыв в духе балтийских матросов. Вот размышления о месте, которое мы занимаем (по праву ли?) и о тех, кому не свезло, а вот о своих и чужих. Вот картина сытого благополучия с излишками, а вот безумный мир лишенных самого необходимого. Вот теория заговора, вот сожаление по поводу пропасти меж людьми, а вот призыв к объединению человеков. Вот аллюзии на проблемы отношений разных классов общества, вот на «понаехавших», а вот на пресловутого «темного человека/демона» внутри каждого. Вот напряженный боевик, а вот трогательная семейная история. Вот проблема отцов и детей, вот творцов и их творений, а вот апокалиптические нотки. Вот предсказуемые ходы, а вот неожиданные повороты.
В умении тасовать колоду картины, все время поворачивая ее к зрителю другой стороной, и в непременных остросоциальных напевах (благо без расистских элементов в этот раз обошлись, хотя протагонисты все равно чернее ночи и гораздо приятнее своих белых соседей – впрочем, похоже, это принципиальная позиция режиссера) Джордану Пилу не откажешь.
Как и в способности создавать атмосферу. Гнетущее ожидание неприятностей настигает нас почти сразу, а затем, не покидает даже на те полчаса, что были потрачены на знакомство с семьей Уилсон. По истечении 30 минут обрушиваясь на героев уже свершившимся фактом больших проблем.
На ту же мельницу льет воду и музыка картины. Гнетущая, рваная, завораживающая. Насколько я равнодушен к саунду в кино, в этот раз не выдержал и глянул кто его создатель. Композитор Майкл Эбелс. Надо запомнить.
Имеются приятные актерские работы.
Лупита Нионго («12 лет рабства», «Звёздные войны: Пробуждение силы», «Книга джунглей», «Звёздные войны: Последние джедаи», «Чёрная Пантера») разложила перед зрителем довольно обширный спектр эмоций и внутренних состояний. От затаенного страха пред детской психотравмой и ужаса перед угрозой жизни, до материнского инстинкта порвать за своих детей и ярости берсерка. Плюс не забываем, что Нионго нужно было играть «два по цене одного», причем с абсолютно разным психологическим настроем, и со своей задачей актриса справилась «на отлично».
Ее супруг Гэбриел (Уинстон Дьюк («В поле зрения», «Чёрная Пантера», «Мстители: Война бесконечности») тоже каши не испортил. Большой увалень, эдакий плюшевый мишка, откровенно пребывающий под каблуком у жены. Абсолютно не готовый к силовым столкновениям, несмотря на все свои размеры, и демонстрирующий нам с вами, что в таких ситуация важнее не сила, а настрой.
Детишки порадовали меньше, и если девица Зара (Райт Джозеф) пыталась эмоционировать (местами удачно), то мальчик Джейсон (Алекс) все время был откровенно отмороженным. Или это они на аутичные черты, все больше проявляющиеся среди современной детворы, намекали?
В общем, во время просмотра все б-м в порядке. Разве что таинственность с визитеров сняли рановато. Да чрезмерное везение напрягло, но это вечная проблема всех, исключая разве что Дж. Мартина. Зато, когда после финальных титров пытаешься проанализировать ленту, вопросы к постановщикам вылазят косяками. Потому что несостыковок Us предоставит нам с лихвой. Такое впечатление, что постановщики, увлеченные созданием атмосферы и идейными смыслами, абсолютно позабыли о существовании логики.
Дальше будет малехо спойлеров, посему тем, кто ленту не видел, предлагаю вернуться к этому разделу после просмотра.
- Итак. Сама идея создания теневого мира подземки выглядит жестко притянутой за уши. Без экспериментов, подтверждающих состоятельность идеи управления, потратить кучу денег, наштамповать огромную гору объектов, а потом просто забыть об их существовании. Гениально! У штатников были периоды, когда они не считали пенензы, но не до такой же степени. Да и в то, что их просто оставили бы в покое, верится с огромным трудом. Нет – объекта – нет проблемы. Тем более еще и с душой вопросы (как они, кстати, это выяснили, папу римского для консультации приглашали?).
- Вообще непонятно как действует связь, и с какой стороны она это делает. Если она включается автоматически сверху вниз, как Ред смогла провернуть свою детскую эскападу? Никак. Значит, она работает по желанию? Хочу ловлю эту самую связь, хочу не ловлю? И как со связью идущей снизу вверх? Она вроде как не работает, эксперимент признан неудавшимся. Зачем тогда наша девочка столь активно подчинялась неработающей связи? Тем более, возраст у нее был совсем не младенческий. Господа постановщики, вы там сами часом не запутались?
- Откуда взялись у многих гостей такие акробатически-тараканьи навыки? Не спецназовцы чай, и не ниндзи какие. А такое впечатление, что хоть сейчас на чемпионат вселенной по гимнастике заявки подавай.
- Библейские аллюзии и намеки на мессию. Ну к чему это? Тем более в таком исполнении? Может уже достаточно кровавых дел, творившихся под эгидой религии?
И таких недоуменных вопросов к картине масса.
А вот к гениальному плану «возьмемся за руки друзья» претензий минимум. Эта картинка могла так плотно отложится в голове Ред, что стала просто напросто ее манией. А остальным было все равно: чем не вариант? Королева сказала, мы сделали. Плюс единение опять же. А как форма протеста ничем не хуже толп с плакатами под Белым домом.
Эрго. Любопытный триллер-хоррор, более менее подтвердивший потенциал Пила как постановщика. Особенно если он более вдумчиво начнет относиться к сценариям и побольше следить за логикой происходящего.
Режиссер: Джордан Пил
В ролях: Лупита Нионго, Уинстон Дьюк, Элизабет Мосс, Тим Хайдекер, Шахади Райт Джозеф, Эван Алекс, Яхья Абдул-Матин II, Анна Диоп, Кали Шелдон, Ноэль Шелдон, Мэдисон Карри, Эшли МакКой, Напьера Гровс, Лон Гоуэн, Дастин Ибарра