Рома (Roma), 2018 — рецензия (обзор)

Ностальгическая классика визуала, или Женская история в монохромном мире

Мексика. Начало 70-х.

Клео Гутиеррес (Апарисио) была довольна своей жизнью. Работа нянькой-служанкой в небедном семействе с четырьмя детьми, души не чающими в Клео. Лучшая подружка и коллега, сестрица Адела, разделяющая с ней  труд и отдых. Отношения с интересным парнем Фермином.

Но в один не очень прекрасный миг тихое, спокойное бытие закончилось. Беременность, обрушившаяся как снег на голову, предательство, нелады между отцом и матерью семейства, дающего кров Клео. И кровавые беспорядки в Мехико, напрямую затронувшие и без того ошарашенную изменениями девушку.   

 

Новая картина постановщика «Гравитации» (http://perekat.kiev.ua/гравитация-gravity-2013-рецензия-обзор/ ), мексиканца Альфонсо Куарона произвела шикарное впечатление на критиков и собрала немало наград, среди которых Золотой Глобус, операторский и режиссерский Оскары.

Картина действительно достойная, но стать настольной для широкой публики ей не грозит.

Roma относится к искренне мной нелюбимому поджанру «кино за жизнь». Истинные представители этого поджанра принципиально игнорируют внешнее действие, делая мощнейший акцент на действии внутреннем. Соответственно постановщикам таких лент не удается опереться на костыли спецэффектов или перестрелок. Им нужно рассчитывать лишь на актерскую игру и мастерство съемочной группы.

Команда Куарона показала, как справляться с этой крайне нелегкой задачей.

Первое что обращает на себя внимание – это операторское мастерство и стиль «Ромы». Если верить прессе, операторствовал лично Куарон (вряд ли все время – совмещать режиссерскую и операторскую работу весьма непросто), но кто бы ни трудился за камерой, делал он это весьма круто. Стилистика фильма с первых же минут напомнила Тарковского и прочих великих классиков синематографа 60-70-х. Внимание к воде (гораздо более понятное для мексиканца, чем для жителя средней полосы). Длиннющие, неторопливые кадры с долгими зависаниями камеры и взглядом, будто прикипевшим к одному месту (по 5-10 минут, как создатель «Сталкера», медитировать на текущую воду Куарон себе не позволяет, но все равно). Доскональное внимание к деталям, отблескам, отсветам. Квадраты плитки, заливаемые водой. Ночь, плавно разгоняемая пламенем пожара. Грунтовые дороги сквозь залитое дождем лобовое стекло. Вездесущие собаки и их головы на стенах поместья. Камни, упавшие на новорожденных. Буйство океана. Плавные, неторопливые, панорамные  проводки камеры, раскрывающие перед нами все внутренности помещения, декорации или сцены в общем. Теплый и ностальгический привет из прошлого. В наше время, с его ускорившимся ритмом и стремлением увидеть как можно больше, за как можно меньший кусок времени, так уже не снимают.

Второе — световые решения. Так как «Рома» полностью черно-белая, они приобретают дополнительный вес и значение. Там где цветное кино берет яркостью, буйством, напором красок, монохромное заставляет приглядываться к любому затемнению, или наоборот осветлению сцены. Каждое светлое пятно на более-менее темном фоне привлекает внимание, будто пьяный матрос в женском монастыре. Помогает концентрации, раскрывает героев через обстановку, обстоятельства через мелочи и детали.

Приятно. Визуал и картинка хороши. Заслуженный Оскар за лучшую операторскую работу.

Перед нами день за днем, час за часом проходит жизнь обычной мексиканской семьи 70-х. Акцент, понятное дело, сделан на Клео Гутиеррес, служанке родом из местных индейцев. Скромная девушка, исполняющая для своих хозяев роли уборщицы, поварихи, прачки, воспитательницы, в общем, универсальной прислуги-домработницы. Живущая тут же, в мансарде, вместе со своей сестричкой. Она фактически член семьи с несколько ущемленными правами: хозяева – зажиточные пришлые белые, она из бедных аборигенов. Клео не семи пядей во лбу, но при этом добрый, хороший человек, молодая женщина, которой не чуждо ничто человеческое. Она стесняется общения с белыми людьми классом повыше, типа врачей, но и среди индейцев уже не чувствует себя полностью своей. Ялица Апарисио, исполняющая роль Клео, чертовски естественна и гармонична. Особенно для дебюта, в результате принесшего ей номинацию на Оскар за лучшую женскую роль (статуэтка в итоге ушла Оливии Колман за ее королеву Анну в спорной «Фаворитке»).

Родители актрисы из коренных индейцев: отец — миштек, мать – трике. Трудилась до этого Апарисио педагогом дошкольного образования, затем резко сменив сферу деятельности. Удачно.

Из актерских работ еще можно отметить мексиканку Марину де Тавиру и ее сеньору Софию (номинация на Оскар за лучшую актрису второго плана). Мать четырех детей, женщину, столкнувшуюся с резкими изменениями устоявшейся жизни.

Итак, день за днем. Обычная бытовуха. Уборка, стирка, готовка, пригляд за детьми. Вечные собачьи какашки. Кусочек телепередачи, увиденной после того, как разнесла всем чай. Зарядка и молитва перед сном. Редкий поход в кино. Обычная жизнь. Классика «наших соседей» по терминологии Митты. Сами посудите, много выдающихся событий случается в жизни обычного человека? Одно дело, когда человек недоволен этой самой жизнью, как Витя Служкин в Географе , а когда все в порядке? И даже чертовски конфузный форс-мажор с Фермином не способен всерьез изменить налаженный быт.

Я крайне недоверчиво ждал обещанную в аннотации Резню Тела Христова. Мало кто из постановщиков сумел бы обойтись без спекуляций на эту тему. Как же! Вот оно! Вот то событие, которое переломит жизнь героини! Так бросим же ее в пекло столкновений, определяющих лицо страны! К счастью Куарон избежал этого искушения. Почти. Ведь фильм у него про обычную жизнь. В этой самой жизни, даже если обычный человек вляпывается в судьбоносное событие, оно проходит мимо, задевая лишь краем, правда, частенько меняя многое в людской судьбе. Либо втаптывает его в грязь. Но Куарон избрал для своей героини первый вариант. Шум, пальба и дикие крики на улице, всплеск насилия перед глазами, потеря чего-то важного, переосмысление (причем приходящее далеко не сразу). Маладца, товарищ Альфонсо. Даже без слезливо-мелодраматичных сцен обошелся. Почти. За исключением одной единственной.

«Рома» — мало того что жизненный, так еще и полностью женский фильм. Мужских образов практически нет, а те, что есть, показаны, мягко говоря, не с лучшей стороны. Предатель Фермин. Предатель папаша семейства. Мужские буйства на улицах. А пока представители сильного пола развлекаются, поддержание жизни ложится на женские плечи. Дети, дом, быт – все на них. Беременности, потери, взросление отпрысков, будущее —  на них. И даже спасение безалаберных недорослей – на них же. Феминистичненько? А чего вы хотели. В контексте данной картины это вполне оправдано.

Эрго. Неторопливый и тягучий фильм «за жизнь», поданный через женскую призму, радующий отличными ностальгическими операторскими и световыми решениями, стильной картинкой, естественной и органичной главной героиней. Ценителям кино как искусства, как очаровательного визуала и тем, кто не испытывает идиосинкразии к этому поджанру, смотреть можно с удовольствием. А вот пересматривать — вряд ли. Фанатам современного темпового кино и внешнего действия, скорее всего, будет скучно.

Режиссер: Альфонсо Куарон

В ролях: Ялица Апарисио, Марина де Тавира, Марко Граф, Даниэла Демеса, Диего Кортина Отри, Карлос Перальта, Латин Ловер, Энок Леаньо

P. S. Как на меня, выбор академиков в этом году на удивление оправдан. «Зеленая книга» все же достойнее статуэтки за Лучший фильм 2019-го, чем «Рома». А вот операторский и режиссерский Оскары ушли фильму Куарона по праву.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.