Святочный монарх, или Благородный наследник Уоллеса
1304 год. Шотландия. Роберт Брюс (Пайн) любил свою страну. А еще он был неглупым человеком и понимал, что Шотландия устала от войны и ей как воздух необходима передышка. Посему он был в числе лордов, присягнувших на верность английскому королю Эдуарду.
Но вскоре оказалось, что шотландцы не хотят мириться с властью соседа. Но и объединяться ради свержения английского ярма не желают. А значит Брюсу нужно не просто стать королем Шотландии, на титул которого он имел серьезные права. Но и доказать местным лордам, что он сможет не просто начать борьбу за свободу родины, но и успешно ее завершить.
После 1995 года и эпохального «Храброго сердца», каждый фильм о гордых средневековых скоттах непременно сравнивается с эталонным творением великолепного Мела Гибсона («Смертельное оружие» (http://perekat.kiev.ua/смертельное-оружие-lethal-weapon-1987/ ), «Веселые каникулы» (http://perekat.kiev.ua/весёлые-каникулы-рецензия-обзор/ ). Скажем сразу, Outlaw King до Braveheart, как декоративному той-терьеру до шотландского волкодава.
Несмотря на то, что постановщики с первых кадров пытаются окунуть нас в далекие, безасфальтные времена, показав грязь, сопровождающую каждого тогдашнего человека с рождения до самой смерти. Нарочито сморкающихся с помощью пальцев лордов. Кровь, активно брызжущую из любой раны (такое впечатление, что героям даже палец не стоит столовым ножиком резать, кровища ударит фонтаном). Выпущенные внутренности. Реалистично? В этом аспекте без сомнений. К сожалению, в остальном картинка аж никак не дышит достоверностью. Особенно по ушам режут анахронизмы и стиль речи персонажей. Они аккуратно одеты, поголовно вежливы, державно мыслят, используют мудреные латинские слова типа «легитимности» и общаются высоким штилем.
В общем, будем честными, происходящее на экране скорее напоминает богатую ролевую игру с хорошими костюмами и высоким взносами, чем реальную Шотландию 14 века.
И это несмотря на шикарную природу, к которой единственной не возникает никаких вопросов (да еще, пожалуй, костюмы не подкачали). Не знаю, снимался ли фильм в самой Шотландии (скорее всего), но если так, то Scotland в очередной раз оправдала гордое звание одной из самых прекрасных северных стран.
Актеры почин волшебной шотландской земли поддержали слабо. Разве что Аарон Тейлор-Джонсон («Годзилла», «Мстители: Эра Альтрона», «Под покровом ночи») понравился. Несмотря на регулярный небольшой переигрыш, бывший Пипец старался. Его Черный Дуглас на фоне остальных снулых персонажей смотрелся прям огненно.
Да Билли Хоул со своим принцем Уэльским (будущий Эдуард II), пытался поддержать почин Аарона эмоциональным задором, но переигрывал еще почище Тейлора-Джонсона. Также стоит упомянуть единственную «активную» даму в фильме – супругу Брюса в исполнении Флоренс Пью. Парочка интересных моментов ее игре имеется.
Что же Крис Пайн («Стартрек: Возмездие», «Джек Райан: Теория хаоса», «Стартрек: Бесконечность», «Любой ценой», «Чудо-женщина»)? Очень противоречивое впечатление. Как один из величайших шотландских монархов, причем в рождественско-святочном варианте, его Роберт Брюс, пожалуй, имеете право на жизнь. Благородный, честный, харизматичный, заботящийся о народе, работающий рука об руку с подданными, ни единого недостатка. В общем, откровенно мифологический персонаж в стиле Ленина в Октябре. Сыграно Брюса довольно безэмоционально, хмуро и скупо (впрочем Пайн так поступает с большинством своих персонажей).
Невзирая на 120 лимонов бюджета, действительно глобальных сражений мы не увидим. Одна из двух показанных битв происходит в ночном лесу, в «стиле бой в Крыму, все в дыму». Вторая в режиме 40 на 40. А в финальной, даже по словам героев, участвуют всего 3,500 человек. Она, кстати, получилась вполне себе ничего, несмотря на крайний примитивизм действий участников.
Вот мы плавно перешли к исторической достоверности, по поводу которой тоже есть вопросы.
Сражения как я уже сказал, смотрятся примитивненько, «бедненько, но чистенько», то есть грязненько. Но реалистично, с точки зрения погружения в бойню, этого не отнять. Непременные крупные планы, разбитые черепа, вспоротые животы, потоки крови и тонны грязи. Режиссер Дэвид Маккензи («Любой ценой») с тем же Пайном) уделил этому аспекту особое внимание.
При этом в помине нет никаких английских лучников (товарищей, обеспечивавших разгром знаменитых шотландский шилтронов. Кстати, по одной из версий именно шотландцы первыми применили в средневековой Европе длинные «пехотные» копья). Да и самих шилтронов нам не покажут. Ночная битва – большой бардак. Финальная – упорная мясорубка, с «поразительно» хитрым ходом Брюса (англичане ничему не учатся, Уоллес совсем недавно проделывал похожий финт), где будь у англичан хоть сотня тех самых лучников, армия Брюса полегла б за 15 минут. О том, что никакого поединка Брюса с королем не было, даже говорить не нужно, и так понятно – ненаучная фантастика. Как и о том, что реальная битва при Лаудон-Хилле была местными разборками между Робертом и Коминами (это одного из них Брюс отправил на небеса прямиком в земном доме господа нашего). А встреча Брюса и Эдуарда II произошла в битве при Бэннокберне (там, кстати, английский король действительно чуть не попал в плен). Только народу в той бойне участвовало тыщ 30-40, стоко статистов и компьютерщиков постановщики решили не нанимать – даже 120 лимонов не резиновые.
Эрго. Средний исторический фильм «по мотивам», с шикарной природой, хорошими костюмами и жестко поданными немногочисленными битвами, рассказывающий об идеально-нереальной версии Роберта Брюса. В ряду лубочных историй об исторических персонажах типа «Линкольна» появилась еще одна фигура.
Режиссер: Дэвид Маккензи
В ролях: Крис Пайн, Аарон Тейлор-Джонсон, Стивен Диллэйн, Ребекка Робин, Билли Хоул, Пол Блэр, Сэм Спруэлл, Джонатан Филлипс, Бен Клиффорд, Джэми МакЛахлан, Данкан Лакруа