Предвоенное приключение «по мотивам», или Как закалялись тридцатьчетверки
1940 год. На харьковском заводе кипит работа над новым средним танком. Вскоре на площади перед Кремлем должен пройти смотр свеженькой техники разных заводов, но благодаря подковерным интригам харьковские боевые машины запрещено везти в столицу поездом.
Главный конструктор новой техники Михаил Кошкин (Мерзликин) решает все же попасть на московский смотр, а заодно провести проверку танков в реальных условиях. Два прототипа будущего Т-34 отправляются в столицу своих ходом. За 700 километров. По бездорожью и узким проселкам.
Но как вскоре выясняется, капризы природы и поломки не главная опасность, грозящая новым танкам. У них имеются враги гораздо страшнее.
Новый проект сорежиссера «28 панфиловцев» (http://perekat.kiev.ua/28-панфиловцев-2016/) был воспринят публикой и зрителями довольно прохладно. Хотя постановщик сразу предупредил, что снимает кино для молодежи, и с легендарным походом тридцатьчетверок из Харькова в Москву обращается весьма вольно.
Так и есть, перед нами классическое приключенческое кино для «старшего школьного возраста».
Кино, от которого требовать каких-то строгих логических построений попросту неуместно. Причем убеждаемся мы в этом фактически с первых кадров, начиная от патетичного до зубовного скрежета Жукова и телеграфной ленты без подписи. Продолжая одним грузовичком и одним нкв-дистом с одним пистолетом, вместо двух тягачей, одного жилого, второго под завязку забитого запчастями. Временем действия — летом вместо снежной ранней весны. Непременным шпионом и поразительно осведомленными злодеями, которые на самом деле не знали о существовании Т-34 до июня следующего года. Что уж говорить о собирающихся на щелчок пальцев, и магическим образом находящих цель боевых группах, вооруженных до зубов. Или дизельпанковских белогвардейских махновцах, вольно чувствующих себя в российских полях. Обычное дело, чего удивляетесь, в каждом селе по десятку диверсантов на постое. А в другом – царские недобитки квартируют.
В общем, классическое подростковое приключение, «бессмысленное и беспощадное» с комедийными элементами, в духе «Неуловимых мстителей» (правда, до советского шедевра «Танкам» далековато). Излюбленное американцами роад-муви, погони, драки, таинственные враги, юморок, работа каскадеров и стрельба. И конечно, любов НКВД-шника и инженера с трогательным держанием за ручки. Причем это все это — стоя за левым плечом у товарища Сталина.
Актерские работы на крепком, но ни разу не выдающемся уровне.
Андрей Мерзликин («Шерлок Холмс», «Родина») действительно похож на Кошкина, и хотя меня этот актер никогда не впечатлял, ниже определенного уровня он себе опускаться не позволяет. Профи, что сказать.
Аглая Тарасова порадовала мимолетно показанной обнаженной фигуркой.
Пожалуй, наиболее интересно выглядит работа Антон Филипенко с его лейтенантом НКВД. Тоже аж никак не шедевр, хватает переигрыша, глупостей и нелогичных действий. Но тут, по крайней мере, есть какое-никакое развитие образа и пара забавных сцен.
Так что, совсем не стоит смотреть?
Есть два момента, из-за которых на «Танки» можно обратить внимание.
Цветовые решения и работа оператора. Почти все действие происходит под открытым небом, как говорится «на пленере», и природа получилась у постановщиков картины на уровне.
Второй удачной фишкой фильма стали собственно танки. Это при том, что на экране мы видим аж никак не Т-34 1940 года. Этих машин ранних модификаций осталось мало и отыскать рабочий танк для съемок не удалось. В качестве прототипов использовали поздние модели с военно-технической базы Мосфильма.
Но, несмотря на это (тем более что на глазок разглядеть отличия сложновато, спасибо компьютерам и «гриму») будущий лучший средний танк войны выглядит на экране настоящим героем, отбирающим изрядно зрительского внимания у вялых коллег-актеров. Несокрушимая, еле сдерживаемая мощь, не замечающая преград. Надежная броня, прикрывающая своих седоков от многих неприятностей. Массивная звериная туша, рассекающая пыльные дороги.
Жаль финальную сцену со злодеями постановщики пустили под откос, а точнее полностью по комедийной линии («а говорили железный феликс, железный феликс…»). Подытоживающий экшен с бодрой битвой был бы весьма кстати (неужто пенензы закончились?).
Стоит отметить, что в реальном походе прототипов Т-34 в Москву, основными противниками были аж никак не живые враги, а поломки техники. Машины были еще достаточно «сырыми». И, естественно, никаких анонимных запретов на перевозку «железкой» не существовало. Решение о перегоне было принято именно для выявления неполадок в реальных условиях, и наборе километража.
К сожалению, после пробега, в котором он подхватил простуду, переросшую в воспаление легких (не лето, еще раз говорю, не лето, а вовсе даже начало заснеженного и холодного марта!), в сентябре 1940 Михаил Кошкин умер.
Эрго. Комедийное приключение для подростков по мотивам танкового перегона из Харькова в Москву.
Режиссер: Ким Дружинин
В ролях: Андрей Мерзликин, Аглая Тарасова, Александр Тютин, Сергей Стукалов, Антон Филипенко, Алексей Овсянников, Сергей Четвертков, Николай Горшков, Дмитрий Поднозов, Юрий Ицков
P. S. Рабочая версия картины «Увидеть Сталина», но на каком-то этапе было принято решение о более нейтральном названии.