Паранойя – forever, хакеры — must die, или Нелогичное будущее от первого лица
Будущее. Отныне на улицах нет полицейских дронов и камер слежения. А зачем, если камера установлена в глазах каждого человека? Вся без исключения информация о жизни граждан находится на серверах, и доступна правоохранительным органам в реальном времени. Казалось бы рай на земле, долгожданная безопасность в ее наивысшей форме. Преступники вычисляются «на раз», стоит лишь просмотреть видеозапись «из глаз» потерпевшего, подозреваемого, или свидетелей с места преступления.
Однако с одним конкретным убийством система дала сбой. Явно постарался какой-то продвинутый хакер. А в тот же день детектив Сол Фриленд (Оуэн) столкнулся на улице с девушкой (Сайфред), не имеющей никаких идентификационных данных. Совпадение? Или Сол видел человека причастного к душегубству?
Еще один не очень дорогой фантастический проект? Конечно смотреть, тем более после весьма приятного глазу «Апгрейда» (http://perekat.kiev.ua/апгрейд-upgrade-2018-фантастика/ ).
Однако, к сожалению, Anon не поддержал знатный почин предшественника. Картина вышла качественной с визуальной точки зрения, но просто провальной со сценарной.
Сперва о приятном.
-Отличный, оригинальный и весьма привлекательный способ съемки. Большую часть времени мы видим происходящее глазами кого-либо из персонажей. Причем точки зрения регулярно и постоянно меняются, создавая нестандартную картину повышенного погружения в реальность фильма. Не забывает оператор и об обычном способе съемки, оставляя зрителю хоть что-то привычное его глазу. Единственной претензией к виду «из глаз» является странная реакция жертв на приближающегося злодея. Чего ж вы по сторонам то глазками шарите? Вы ж пистолет явно видите, а в такой ситуации оторвать от ствола глаз не сможет практически никто. Не говоря уже о том, чтобы попробовать как-то отреагировать на приближающуюся смерть. А такое, судя по тому, что нам показывают, вполне возможно.
-Атмосфера и стилистика картины. Люди-роботы, практически не реагирующие на реальность и окружающих, полностью погруженные в виртуальный мир. Серые тона, серые цвета, серые здания. Мрачновато-депрессивное царство серости. Стильно.
В общем, если смотреть Аннон без звука и не обращать особого внимания на сюжетные перипетии, можно посчитать фильм удавшимся.
Но стоит вслушаться и всмотреться в происходящее, это ощущение мгновенно улетучивается. Диалоги слабые и натужные, действие чересчур плавное и неторопливое. Объяснения хоть каким-то техническим моментам этого мира отсутствуют как класс. Плюс такое впечатление, что фильм делали параноики, причем параноики абсолютно не дружащие с логикой и не умеющие внятно рассказывать историю. Допустим – девица – параноик, злодей – параноик, копы – параноики, комиссар — параноик с профдеформацией. Нехай. Бывает. Допустим – героиня принципиально шляется по улицам не обеспечив себя фальшивой личностью и бросая вызов любому встреченному служителю закона. Допустим – при том, что, по словам полицейских, «шифровщиков» полно, неведомая девица внезапно воспринимается комиссаром как угроза нацбезопасности. Допустим – злодей начинает заниматься вовсе нетипичным для него, как специалиста в абсолютно другой области делом — душегубством. Но почему постановщики не удосужились хоть как-то объяснить основной сюжетообразующий момент? С какого перепугу вообще начались убийства? Ведь без них на загадочную девицу, скорее всего попросту не обратили бы внимания – сбой системы и все. Соответственно мы смотрим историю, которая покоится на абсолютно бредовой и нелогичной предпосылке.
Не говоря уже о том, что технологии, позволяющие КАЖДОМУ внедрить имплант, подключенный напрямую к зрительным нервам жутко дороги, и могут возникнуть лишь в отдаленном будущем. А на экране наша современная реальность, дополненная той самой системой слежения. А такое невозможно в принципе.
Дальше. Что мы вообще видим на экране?
Депрессивный реальный мир и богатейшую виртуальную деятельность.
Отлично работающую систему, стоящую на страже безопасности населения и обеспечивающую высочайший уровень раскрываемости преступлений. Ты законопослушный гражданин? Тогда тебе нечего опасаться. Система страшна не сама по себе, а человеческим фактором, способным использовать ее возможности в своих корыстных интересах. В Anon этот аспект не раскрыт вовсе.
Копов с человеческим лицом (за исключением профдеформированного комиссара), способных даже войти в положение правонарушителей (см. горничную).
И есть лишь одна настоящая угроза этой идиллии. Беспринципные и полностью аморальные хакеры, способные на что угодно. Нарушать закон, отмазывая убийц («смотря кого он убил»). Портить жизнь невинным людям, фальсифицировать улики и подводить сограждан под монастырь. Подвергать опасности всех вокруг, навязывая своим объектам иллюзорную реальность, в которой они могут создать аварийную ситуацию, задавить или пристрелить кого ненароком.
Выходит главным идеологическим итогом фильма становится искренняя ненависть зрителя не к бездушной Системе, а к гадким и мерзким хакерам. Не знаю, что имел в виду Эндрю Никол, создавая данное произведение (кроме возможности похвастаться интересным способом съемки), но это то, что мы выносим из его работы.
По актерам. Персонаж Аманда Сайфред («Время») не проработан, кроме паранойи и точеной фигурки ничем не запоминается.
А вот Клайв Оуэн («Профессионал», «Валериан и город тысячи планет») понравился. Полицейский, получающий искреннее удовольствие от работы. Наблюдательный, ироничный, уверенный, человечный. На общем безэмоциональном фоне Сол выглядит настоящим лучиком света в темном царстве. У него есть эмоции, интересные реакции на происходящее, герой добр и привлекателен. Причем Клайв не переигрывает, наоборот лишь намечая переживания своего персонажа, чего хватает с лихвой. Разве что без жутко штампированной линии пьянства из-за потери ребенка можно было бы обойтись.
Эрго. Визуалка на уровне, сценаристов на мыло. Очень жаль, к такому интересному способу съемки можно было бы придумать на порядок более вменяемую и привлекательную историю.
Режиссер: Эндрю Никкол
В ролях: Клайв Оуэн, Аманда Сайфред, Колм Фиор, Соня Уолгер, Марк О’Брайэн, Джо Пинг, Иддо Голдберг, Себастьян Пижотт, Рэйчел Робертс (I), Этан Таварес