Дочки-матери по калифорнийски, или Птичье взросление
Юная Кристина Макферсон (Ронан), называющая себя «Леди Бёрд», не особо отличалась от тысяч своих сверстниц по всей Америке. Не слишком умная, не очень талантливая, обычной внешности старшеклассница. Да, были у нее некоторые странности, хотя бы нелюбовь к имени, данному ей родителями. Но в остальном… Зарождающийся интерес к сексу и противоположному полу. Эгоцентризм. Любовь посплетничать, пошалить, и нежная привязанность к вредной пище. А еще она хотела вырваться из Сакраменто в Нью-Йорк и не считать каждый цент, как ее родители.
Проблем у девушки хватало. Пубертатные бури, сложные отношения с мальчиками, преподавателями и подругами. И главное – финансовые неурядицы семьи, не позволяющие поступить в любой колледж по ее желанию, и неодобрение матери, считающей, что жить надо по средствам.
Однако шансы изменить свою жизнь остаются всегда, не так ли?
Ленты о подростках – довольно благодатный поджанр кинематографа. Они интересны юной целевой аудитории, лицезреющей в профессиональном исполнении свои переживания и метания. Они любопытны людям постарше, вспоминающим свои собственные пубертатные терзания, и сравнивающие современную молодежь с подростками ранешнего времени. В общем, с какой стороны не глянь – любопытственно. Тем более, если исполнитель главной роли не подкачает.
Сирша Ронан «Гостья» (http://perekat.kiev.ua/гостья-the-host-2013-рецензия-обзор/ ), «Отель «Гранд Будапешт»» ( http://perekat.kiev.ua/отель-гранд-будапешт-the-grand-budapest-hotel-2014-рецен/ ) аудиторию не подвела. Ее Леди Бёрд вышла очень живым и наполненным персонажем, ершистым, эгоистичным, бунтарским, романтичным, упрямым, наивным, располагающим к себе. Персонажем за полтора часа показавшей нам практически все нюансы жизни юной провинциальной девицы.
-Конфликты с родителями? По-полной программе. Кристине достался мягкий, понимающий отец и довольно авторитарная мать, твердо знающая «как надо». Любопытно сравнение с родительницей Тони из «Тони против всех», еще одного оскаровского номинанта. Там нам показали бабу-кремень, действующую по принципу: «ради твоего счастья я испорчу тебе жизнь», и до самой смерти крепко-накрепко убежденную в своей правоте. Здешний вариант чуток помягче, более нежно относящийся к дочке, и конфликтующий с ней в основном от безденежья. Причем весьма условного. Бабла на дом, еду и одежду у них вполне хватает. И все это на зарплату медсестры. Да, у Мэрион Макферсон (Лори Меткалф — номинация на Оскар за Лучшую актрису второго плана) есть свою непреложная точка зрения на все происходящее. Она не позволяет дочери попробовать вырваться из порочного колеса, в котором крутятся они с мужем. Провинция, пахота от зари до зари, экономия каждого цента. Ей не понятно стремление Крис «хоть тушкой хоть чучелком» уехать в столичные города, и выбраться наверх. Но, в отличие от матери Тони, она хотя бы к финалу оказалась способна чуть-чуть смягчить свою непреклонность. Линия матери и дочери одна из сильнейших в картине. Кстати, не забываем, что по большому счету Леди Бёрд абсолютно средний ребенок. У нее нет ярко выраженных талантов. Нет увлечений, способных принести известность и деньги. Есть лишь упертость и уверенность в том, что из Сакраменто надо бечь. Что тоже, будем честными, немало.
— Проблемы с мальчиками? А как же! То попадется всепонимающий, милый и привлекательный юнец, который окажется носителем передового американского тренда. То подвернется под руку экземпляр, полностью погруженный в себя и мировые проблемы. Которому абсолютно не до того, чтобы разбираться в душевных терзаниях подруги. В общем, по классике, либо хороший друг, когда телу хочется плотской любви. Либо самовлюбленная богема, с которой каши не сваришь.
— Нюансы отношений с подругами. Всенепременно. Есть толстушка – с которой очень весело проводить время, и делиться девичьими секретами. Но с которой абсолютно нереально как-то продвигаться по жизни. Она как полный, пушистый якорь. Помогает удержаться на одном месте, но не позволяет плыть вперед. А девицы из другого, более высокого социального слоя – пустые, напыщенные, глупенькие, не могут воспринять тебя ровней из-за денежных проблем родителей.
— Попытки определится с дальнейшей жизненной дорогой? Имеются. Причем, опять же по классике, человек, который всерьез не увлечен ничем, начинает метаться от занятия к занятию в контексте увлечений других людей, которые ему нынче интересны. Мальчик, который нравится, увлечен театром. Всерьез займемся игрой в школьном мюзикле. И получим от него (от театра) искреннее удовольствие. Пока интересен мальчик. Появляется другая любовная симпатия, фанатеющая по игре в рок-группе — заинтересуемся музыкой и даже узнаем кто такой Джим Моррисон. Прям, как в жизни.
И все эти моменты 17-летней жизни 24-летняя Сирша отыгрывает очень натуралистично, легко и со знанием дела. Ее Леди Берд веришь не задумываясь. Явно актриса еще не позабыла, как у нее самой все это проистекало. Как на меня законное серебро в состязании за главный женский актерский Оскар, сразу после Марго Робби из «Тони против всех». Жаль, киноакадемики со мной не согласились.
Кроме хорошей работы главной актрисы и психологических моментов взросления, запомнились забавные нюансы американских католических школ. Постоянные молитвы и христианские ритуалы, которые выполняются подавляющим большинством подростков «на автомате», с головой занятой другими проблемами, абсолютно не задумываясь о смысле и цели этих действий. Приколы, периодически выдающиеся преподавателями и учениками на полном серьезе, как то: «Во имя святого духа держитесь за 15 сантиметров друг от друга» — это к парам, танцующим «медляк». Или «Их нельзя есть, они не освященные» — это о чипсах.
И общая позитивная и легкая атмосфера картины, говорящая о том, что даже вполне средний человек может надеяться вырваться из своего захолустья, куда его засунул Господь по праву рождения, и попробовать себя в большом мире. О результате такого действия, правда, надо снимать отдельный фильм, и далеко не факт, что он окажется настолько же оптимистичным.
Эрго. Хорошее кино о взрослении и выборе пути, с сильной заглавной ролью и профессиональной родительской подтанцовкой. Очень светло и душеподъемно.
Режиссер: Грета Гервиг
В ролях: Сирша Ронан, Тимоти Шаламе, Одейя Раш, Лори Меткаф, Лукас Хеджес, Кэтрин Ньютон, Бини Фелдштейн, Джейк Макдорман, Трэйси Леттс, Даниэль МакДональд