Эндимион. Восход Эндимиона, Симмонс Д.

Дэн Симмонс «Эндимион». «Восход Эндимиона». — М.: АСТ, 2000 г. (Серия: Золотая библиотека фантастики) (третья и четвертая часть эпопеи «Песни Гипериона»).

Воссоединенная империя, променявшая веру на уверенность, или Главная движущая сила Вселенной

Три столетия прошло с той поры, как отзвучали Песни Гипериона. Канула в лету Гегемония Человечества, а на сцене возникла новая сила. Точнее хорошо забытая старая.

Церковь, известная под именем Католической. Церковь, захиревшая и почти утратившая влияние в годы расцвета Гегемонии, обрела новую жизнь. За почти три века количество ее прихожан достигло 600 миллиардов, а влияние сравнялось с влиянием Всевышнего.

Церковь, и еще Орден, властитель сотен миров, населенных 400 миллиардами душ. Церковь и Орден. Неразлучные как Святая троица. Как Ленин и партия.

Церковь и Орден. Сила, которой в Галактике не может противостоять ничто.

Почему же они уделяют столько внимания маленькой девочке? Пускай и родившейся 274 года назад? Пускай и той, кто согласно древней книге станет Той-Кто-Учит?

Что у нее есть кроме этого замшелого пророчества? Разваливающийся от старости поэт Мартин, спрятавшийся в руинах Эндимиона? Молодой парень Рауль, посланный этим поэтом ей на выручку? Один космический корабль без вооружения да вежливый андроид? Негусто по сравнению с мощью структур, контролирующих галактику.

Или все не так просто?

 

«Падение Гипериона» (http://perekat.kiev.ua/гиперион-падение-гипериона-симмонс/ ) появилось на свет в 1990-м. «Эндимион» в 1996-м. Вторую и третью части цикла разделяют шесть лет (а в романе прошло и вовсе три сотни). И эти года сказываются по полной.

Мир изменился. Кардинально и четко. Позади свободомыслие и вольный выбор религии. Вместо капитализма с человеческим лицом теперь царит теократия. Пускай говорят, что Орден не правит, а советует, а Церковь лишь наставляет прихожан. Единицы не прислушаются к этим советам и наставлению, как к откровениям свыше.

Осталось в прошлом быстрое перемещение между мирами, пропала связность, позволявшая человечеству чувствовать себя одним целым.

Взамен транспортной связности пришла иная. Религиозная.

Воплощаемая идеальной теократией. Никогда еще этот строй не был столь привлекателен, и не располагал такими возможностями. Ведь отныне воскрешение перестало быть эзотерическим термином, а стало обыденной реальностью. Прими крест, и ты избавлен от страха смерти, от несчастных случаев, болезней, неизбежных на море случайностей.

Но взамен ты вручаешь свою душу Церкви. Полностью и всецело. Да и тело тоже. Ведь именно священники контролируют воскрешения, и все в их руках. Вечная жизнь, или бесславная смерть.

Мир Гегемонии не был райским садом. Там царила несправедливость, засилие богачей, право сильного. Но он был миром выбора и возможностей. Разнообразнейших возможностей.

Через триста лет осталась одна. Служить Церкви. Причем даже военная профессия, не говоря об административной, находится под сильнейшим религиозным контролем. Хочешь достичь чего-то серьезного – милости просим в наши ряды. Иначе не обессудь, парься на самом низу.

Полное смешение церкви и государства. Абсолютное.

И уже не знаешь, что хуже. Тоталитаризм, контролирующий бытовую жизнь своего стада граждан. Или такая структура, подмявшая под себя все морально-религиозные аспекты, держащая в кулаке вожжи духовного контроля. Структура, большинство членов которой абсолютно уверенно в своей правоте (что гораздо реже встречается в светских диктатурах). Есть исключения, но их единицы. Причем правоте божественной, единственно верной и непререкаемой. Структура, дающая возможность быть убежденным в том, что убивая – ты спасаешь. Когда человечество, а когда и самого убиваемого.

Это уже не говоря о выборе, встающем перед людьми: замене единственной жизни, полученной из рук господа, на эрзац, подброшенный неведомо кем и непонятно с какой целью?

И о предательстве выстраданных предками идей и учений, тех ради которых они уходили от комфорта и легкой жизни. Тех, ради которых терпели лишения на новых планетах, страдали и умирали. Тех, что были частью тебя.

Но если мир, описываемый Симмонсом, серьезно изменился, то основные «фишки» его стиля и подхода к истории по-прежнему с нами.

Как и ранее, герои отправляются в путешествие, своеобразный «квест», в процессе которого раскрывают свою натуру, налаживают отношения, формируются, или меняются как личности на глазах у читателя. Параллельно с этим Дэн продолжает нас знакомить с обжитыми мирами, каждый из которых имеет свою изюминку. И если раньше о большинстве из них слыхали лишь вскользь (кроме, понятно, Гипериона), то теперь мы почувствуем как наяву их обжигающий холод, окунемся в глубину вод, проплывем в воздухе над исполинскими грозами, или пулей промчимся по ледяному склону, обмирая от горных красот.

А уж за идею «дьявола из машины» и вовсе огромный респект. Вместо могучей сущности, спасающих протагонистов, Симмонс вводит нечто, стремящееся их уничтожить. Затем таковых «люциферов» становится двое (не позабыли нашего старого приятеля Шрайка?), затем четверо, причем от одного из них, невзирая на приличное поведение, вечно ожидаешь эпичной «подляны».

Как и за правду о Техноцентре. Неужто любой разум, независимо от способа появления на свет, столь одинаков в стремлении к халяве?

История Той-Кто-Учит, новой мессии, подана с двух сторон. От лица сопровождавшего и защищавшего ее Рауля Эндимиона, эдакого апостола, одного из сравнительно немногих, отказавшихся от крестоформа.

И капитана отца Федерико де Сойи, того, кому было поручено захватить Энею (позднее капитан отходит на второй план).

То, что мы видим фактически одну и ту же картину с разных точек, добавляет происходящему изрядно вистов, сплетая историю в причудливую вязь, дополняя и развивая ее с каждой сменой рассказчика.

Рассказчика о той, кто способен спасти людей (и не только) от моральной гибели, и ее зарождающемся учении. В новой Империи, зажатой в догматические оковы единственной религии, слова Энеи воспринимаются порывом свежего воздуха.

Девочка, считающая любовь основой мироздания и главной движущей силой Вселенной, а сострадание непременной чертой человечности, действительно способна стать мессией для всех  внутренне несогласных с диктатом Церкви.

И вновь сталкивается старое с еще более старым, а судьбы человечества висят на волоске. Колеблясь между геноцидом, духовной смертью. И возможностью изменений.

Жаль лишь, чем-то подобным историям паломников из «Гипериона», открывающим мир книги с самых разнообразных точек зрения, в этих томах Симмонс нас не порадует.

«Эндимион», как вы уже поняли, по большей части посвящен вопросам религии, а также ее влиянию на окружающее. Если в «Гиперионе» Дэн через рассказы паломников старался осветить как можно больше областей человеческой жизни, то здесь львиная доля его внимания уделяется духовно-моральным вопросам. После первых книг, дающих срез фактически всех профессиональных слоев мира будущего, от управленца до ученого, такой перекос воспринимается не лучшим образом (зато уж тему «воссоединения» Дэн препарировал по полной). Но, затем ощущения нормализуются, и, не смотря на некоторое сужение тематических горизонтов и уменьшение точек взгляда на мир, от цикла по-прежнему сложно оторваться.

Эрго. Менее обширный в одних моментах, но гораздо более подробный в других, цикл Симмонса продолжает открываться перед читателем, подобно тропическому берегу, появляющемуся из тумана перед глазами уставшего моряка. Берегу прекрасному, желанному, несущему отдых и одновременно массу важнейших размышлений. Появляющемуся постепенно, неторопливо. Маня, увлекая и обещая настоящее наслаждение чтением.

P. S. Спойлерное замечание напоследок. А ничего, что в «Падении Гипериона» Шрайк уничтожил крестоформ отца Дюре: «…даровал мне смерть, не убивая»? Либо за шесть лет, прошедших между написанием романов Симмонс просто позабыл об этом факте, либо советник Альбедо вернул второго паразита в папское тело. Как на меня вторая версия выглядит маловероятной.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.