В гостях у сказки, или Юморной попаданец в нелогичном мире
Участник телевизионного шоу «Битва магов», известный «экстрасенс» Иван Найденов был вполне доволен своей жизнью. Слава, деньги, шикарная квартира и машина. Вот только кто мог ожидать, что муж одной дамы, посетившей его сеанс, окажется столь злопамятным и влиятельным типом.
Спасаясь от его клевретов, Иван в прямом смысле этого слова попадает в сказку. В сказочную страну Белогорье, где все оказывается не слава богу. Коварная колдунья Варвара извела уже почти всех богатырей, и теперь собирается приняться за Ивана, оказавшимся никем иным, как сыном самого Ильи Муромца.
В 2017 году на территории экс-СССР увидело свет два фентези-проекта, связанных с попаданцами. «Сторожевая застава» (http://perekat.kiev.ua/сторожова-застава-сторожевая-2017/ ) в Украине, и «Богатырь» в России. Если «Застава» откровенно позиционировалась как отроческая (во многом детская) сказка для младшего и среднего школьного возраста, то «Последний богатырь» поставил планку несколько повыше, обращаясь скорее к начальным курсам института. И эту планку осилил с огромным скрипом. Причем, что забавно во время просмотра все воспринимается более менее нормально, за исключением финальной «разборки», а вот когда после титров пытаешься разобрать ленту, и понять что постановщики имели в виду, картина рассыпается, как карточный домик.
Сперва о позитиве. Живенько, весело, с шутками, прибаутками. Хватает хороших, удачных юморных моментов, как с тем же Змеем Горынычем и отцом драконов.
Миленькая графичка, избушка вполне адекватная, варварины чары смеха не вызывают, хотя как таковой графики в ленте немного. Про чертово слоу-мо (чтоб оно было здорово) не позабыли. Природа Кабардино-Балкарии и Адыгеи хороша, но ее могло быть поболе.
Концепция того, что добро не всегда высшая справедливость, а зло не всегда отвратительная мерзость, помешенная в антураж русских сказок, тоже оказалась к месту.
Актеры работают на почти адекватном уровне (технически, а вот на эмоциональном плане все гораздо хуже — ощущение что ребята «прикалываются», делая капустник, не проходит до финальных титров. Никакого вживания в роль, посмотрите на их скучающие лица во время подготовки к казни).
Главный герой, вполне себе театральный актер Виктор Хориняк изображает обаятельного, харизматичного мошенника, не утратившего окончательно совесть, и способного думать не только о себе. Хотя к образу Ивана вопросов хватает. Он постоянно совершает нелепые действия, отпускает плоские шутки, и допускает детские ошибки, работая эдаким скоморохом. Плюс Ваня вышел изрядно инфантильным, и на фоне боевой лягухи-Василисы смотрится весьма бледно, особенно поначалу. Много хохмит и вообще ведет себя насквозь несерьезно, хотя выдает одну неплохую трагическую сцену (с той же Василисой). Вопрос первый – как может оставаться настолько инфантильным человек, выросший в детдоме, вынужденный самостоятельно, без малейшей поддержки, прогрызать себе дорогу наверх? Не верю. Второе – забавная феминистическая тенденция. В современном кино мужики частенько уступают по силе и воле представительницам прекрасного пола. К чему бы это?
Кощей (Константин Лавроненко («Три мушкетера») – чересчур безэмоционален, эдакий робот-гитарист, но умудряется из-под метрового слоя грима одним голосом и интонациями рисовать весьма насыщенный образ. Хотя его финальное решение никаким ходом сюжета не обуславливается. Отчего такая приязнь к парнишке, которого ты до этого откровенно использовал? Бо он тебя, бессмертного, от камня спас? Не верю. С Кощеем вообще связано больше всего несуразностей и нелогичностей, но об этом позднее.
Баба Яга (Елена Яковлева («Экипаж»), ведет себя наиболее естественно из всех персонажей фильма, как всегда олицетворяя собой силы природы («Дак ведь я — дитя природы, пусть дурное, но дитя»).
Василиса (дебютантка Мила Сивацкая) откровенно «скопипащена» с Рей из новых «Звездных войн» , как собственно белый маг с хоббитовского Радагаста. Боевитая, симпатичная, слегка надутая девица, демонстрирующая хорошие акробатические навыки.
Добрыня (Евгений Дятлов («Белая гвардия»), поначалу работает натуральным глупым подкаблучником, позднее преподнося нам немало сюрпризов.
Варвара (Екатерина Вилкова («Белая гвардия», «Три мушкетера»), отыграла весьма впечатляющую злодейку, эдакую снежную королеву – опасную, неприступную, аморальную. Да и финальная сцена с ее участием порадовала. Интригует.
Теперь о грустном.
-Квест-путешествие изрядно затянут, можно было бы без проблем выбросить минут 15. Кульминационная сцена запорота почти полностью (кроме Горыныча). Ваня, который до этого «решал проблемы» языком и очарованием, вдруг кидается в драку с опытным мечником. Меч — не его оружие, и браться за него он не должен был ни при каких обстоятельствах, это полностью выбивается из схемы образа. Его метод — исключительно заболтать вражину. Да и его оппонент, «алдовый» воин, полчаса возящийся с парнем, первый раз взявшим в руки меч, выглядит несколько нелепо.
-Что все-таки произошло с магической силой Кащея? Он вообще-то колдун, вспомним его рассказ о давних временах. И говорил он о них весьма откровенно, чего стоит хотя бы самокритичное «умом особо не вышел». То есть на кристалл завязано лишь его бессмертие, а магией он обладал сам по себе. Пускай его победили и заточили, но после освобождения колдовство просто обязано было потихоньку возвращаться. И нас всенепременно должен был ожидать магический поединок. Однако, облом. Бюджета не хватило?
— Кристалл всевластия. На кристалл в фильме завязано слишком многое. Причем без малейших предпосылок. Нигде ни слова не сказано о том, что этот артефакт может что-то, кроме как в соединении с мечом в определенное время давать бессмертие. Все! А он, судя по тому что мы видим, как-то отобрал волшебство у Кащея. Соблазнил некоторых слабых духом товарищей. На это несчастный магический кристалл постановщики наворотили столько, что толкиеновское Кольцо Всевластия должно обрыдаться от зависти. И собственно, почему богатыри не уничтожили кристалл сразу после победы над Кощеем? Опять синдром Исилдура? Не верю. Нарушена сказочная логика (© Катерина). Это только кажется, что в сказке можно творить все, чего левая нога захочет. На самом деле, это жанр, как и все в жизни подчиняется железной науке логике. И если на нее не обращать внимания, получается вот такой вот бред.
— Жутко не хватает эпика и сражений Одна драка в начале. Вялая возня в горнице в конце. А ведь хорошие постановочные бои не требуют много денег. В отличие от эпичности. Но даже эту проблему можно постараться решить. Побольше панорам, желательно с высоты птичьего полета (дрон можно купить в ближайшем супермаркете электроники). Побольше прошлого, несколько легенд, пара песен и баллад, одно завалящее сражение (тут придется потратиться на массовку и компьютерную дорисовку народа), и все заиграет новыми красками. Картина мира обретет размах, глубину и объем.
— Ну и основная ошибка постановщиков – возраст героя. Сделай они расчет на детскую или подростковую сказку, будь протагонист 13-16-летним пацаном, и искать логические дыры никто бы особо не стал. Грешно обижать маленьких. Но если уж вы сделали главным героем здорового мужика, замахнулись на почти взрослое сказочное фентези, то звыняйте. И подход должен быть взрослым. Пускай ироничным, балаганным, легким, но взрослым.
Эрго. Комедийная сказка, не допускающая ни малейшего включения мозгов. Если посмотреть и забыть, у вас даже останется приятное впечатление. Стоит только задуматься над тем, что вы только что увидели – сливай воду. Логика со здравым смыслом в этом мире не ночевали.
Режиссёр Дмитрий Дьяченко
В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Светлана Колпакова, Константин Лавроненко, Евгений Дятлов, Юрий Цурило