Снеговик (The Snowman), 2017 — рецензия (обзор)

Вялый детектив под взором норвежской природы, или Зимний маньяк против Похмельного следователя

Детектив полиции Осло Харри Холи (Фассбендер) знавал лучшие времена. Он был звездой норвежской полиции, чуть ли не самым успешным копом страны. Но в последнее время Харри заскучал и стал слишком усердно прикладываться к бутылке.

И даже, несмотря на это оставался лучшим из лучших.

Посему, когда стало ясно, что исчезновение нескольких женщин в Осло это не просто интрижка на стороне, или желание развеяться, сбежав на пару деньков, а самые натуральные преступления, дело поручают Харри. Который выясняет, что, похоже, это дело рук весьма жестокого маньяка-убийцы.

 

Скандинавские детективы интересовали западных продюсеров давно, вспомним хотя бы «Девушку с татуировкой дракона» (http://perekat.kiev.ua/девушка-с-татуировкой-дракона-рецен/ ). Но именно Норвегия на большом экране появлялась редко. Однако перед успехом книги Ю Несбе «Снеговик» (2007) устоять оказалось сложно. Права на экранизацию прикупил еще в 2011 небезызвестный Мартин Скорсезе, оставивший за собой функции продюсера. Съемки было решено проводить непосредственно в Осло, хотя попервой была идея перенести действие в Чикаго. Забавно также то, что «Снеговик» седьмая книга из цикла о Харри Холи, состоящем из 11 романов. Соответственно зрители знакомятся с персонажем, мягко говоря, не по хронологии. Ничего не напоминает? Правильно, та же судьба постигла цикл о Джеке Ричере (http://perekat.kiev.ua/джек-ричер-jack-reacher-2012-рецензия-обзор/ ) – там первой сняли 9-ю книгу.

Фильм очень слабенько прокатился (43 лимона сбора при 35 бюджета) и конкретно получил от критиков. Будем честными, есть за что, хотя полностью провальной ленту не назовешь.

Она вышла изрядно затянутой, вяловатой, плавной и не особо наполненной, напоминая «пилот» потенциального сериала – частей эдак на 10-13.

Протагонист много и долго гуляет по городу, периодически посиживает в кафе, поездивает в автомобиле с напарницей, или переживает последствия алкогольной интоксикации. Поразили суровые норвежские (куда там сибирским) мужики. Харри Холи неоднократно спит на улице бухой в зюзю в снежное морозное время. Принципиально не носит ни шапки, ни шарфа, не застегивает куртку и не пользуется перчатками, хватаясь за металлические поручни при хорошем минусе. Вот где суперспособности! А вы говорите Магнето, Магнето!

Если серьезно, работа Майкла Фассбендера («Бесславные ублюдки», «12 лет рабства», «Люди Икс: Апокалипсис», «Прометей», «Чужой: Завет», «Кредо убийцы» оставила противоречивое впечатление. С одной стороны к самоотдаче Майкла, как всегда никаких претензий. Его Харри выглядит жутко уставшим, тоскливым и потерянным, но при этом все равно чертовски харизматичным и слишком свежим для алкаша. Трудоголиком, находящим спасение от алкоголя и неприкаянности исключительно в работе. Персонаж Фассбендера живой, полнокровный, вызывающий сопереживание и сочувствие. Вот только на качественного детектива, тем более лучшего в стране он не тянет абсолютно. Это убийства! — говорят ему. Да ладно, отмахивается супер-коп, это они налево пошли и забыли вернуться. Фактическим мотором расследования долгое время работает Катрина Братт (Ребекка Фергюсон («Геракл», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Живое». И только после экватора фильма наш норвежский Холмс, наконец, снисходит до плотного изучения материалов. Причем как детектив Холли опять же не производит практически никаких телодвижений. Пара разговоров и чтение архивных материалов. Зритель получает ту же информацию что и главный герой. Фактически, мы с вами, сидя перед экраном, самостоятельно расследуем это дело. Причем понимаем, кто злодей, даже раньше гениального следователя, в результате буквально пары фраз во время диалога с Ракель. Благо (или наоборот), что Snowman, как и подавляющее большинство киношных детективов, обязательно познакомят нас с преступником заранее хотя бы мельком.

В общем, как расследование «Снеговик» впечатляет мало. Да и мотивация маньяка выглядит притянутой за уши даже для этих полностью съехавших с катушек товарищей. Пускай его мамаша поступила не очень логично, в принципе подведя пацана под монастырь/детдом. Но экстраполировать эту ситуацию на всех матерей, чем-то провинившихся перед детьми — уже изрядный перебор.

Да и финальный рояль в кустах, точнее во льдах оставил в преизрядном и тягостном недоумении. Что это было? Воздаяние судьбы? Реально Deus ex machina? Что и в книге так же? Ни с того ни с сего? Ну, извините, это как то даже несколько непрофессионально.  

Неужто все так печально и Снеговика смотреть абсолютно незачем? Не совсем.

Во-первых, фанаты Фассбендера получат своего любимца с лихвой.

Во-вторых, картина при всех недостатках получилась приятно атмосферной. Бескрайние заснеженные просторы, узкие ленты дорог и мостов посреди сугробов. Секущая пурга, закрывающая взор и отрезающая вас от мира. Холодно, гнетуще, мрачновато и располагает к ожиданию неприятностей. По ассоциациям вспоминаются такие «зимние» триллеры как «Мерзлая земля» и «Ветреная река».

В-третьих, вышла качественная визуальная реклама Осло и Норвегии, как мест для туристического визита. С головокружительными панорамами, уютными улочками, фантасмагорическими скульптурами. И конечно потрясающей природой – суровой, порой безжалостной, но поразительно прекрасной. 

Эрго. Слабенький детектив с убитым финалом, одновременно ставший знатной рекламой Норвегии и Осло. Да норвежцы режиссеру пожизненную пенсию выписать должны, а они еще чем-то не довольны – география Осло, видите ли, передана не совсем верно. Вот снобы замороженные!

Режиссер: Томас Альфредсон

В ролях: Майкл Фассбендер, Ребекка Фергюсон (II), Шарлотта Генсбур, Йонас Карлссон, Ронан Вайберт, Дж.К. Симмонс, Вэл Килмер, Давид Денсик, Тоби Джонс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.